Close button

Какую страну получит новый гарант

Какую страну получит новый гарант

С новым президентом связывают надежды на развитие экономики, рост инвестиций и зарплат. А также, судя по членам команды Зе, есть надежда на возобновление реформ. Но стартовать будет очень непросто. Когда Зеленский придет к власти, он, скорее всего, скажет, что в наследство от "папередников" ему досталось пепелище, повідомляє Вести.

Так говорили и пять лет назад. Например, нынешняя власть любила повторять, как мантру, информацию о том, что 27 февраля 2014 г. остаток денег на едином казначейском счете составлял 108 тыс. грн. Это, считай, ничего.

Примечательно, что всегда назывался день месяца — и сумма. Даже в апреле 2019 года на дебатах Порошенко не забыл упомянуть дату и мизерные по госмасштабам 108 тыс. грн.

Но судить о состоянии экономики по остатку денег на едином счете некорректно. Ведь экономика может падать, а остаток денег на счете достигать десятков миллиардов, если правительство не будет финансировать все расходы, предусмотренные законом о бюджете, то есть в ручном режиме будет сокращать некоторые статьи расходов или же регулярно пополнять остаток средств на счете заемными средствами.

Кстати, нынешняя власть именно так и поступала. Все эти годы дефицит бюджета Украины покрывался за счет кредитов.

К тому же на едином казначейском счете аккумулируются средства не только государственного, но и местных бюджетов, фондов общеобязательного государственного страхования, средства других учреждений, которые обслуживаются в Госказначействе. И этот показатель — остаток средств — не отличается стабильностью.

Так, нынешняя власть не акцентировала внимание украинцев о наличии средств на этом счете по состоянию на 1 февраля 2014 г. А там было 4,7 млрд грн, и по состоянию на 1 марта 2014 г. (прошло два дня после роковой даты 27 февраля) там накопилось 3,5 млрд грн.

Просто власти удобно было рассказывать украинцам о коллапсе экономики. И она пыталась убедить граждан, что виноваты "папередники", избирательно демонстрируя показатели.

Сколько денег будет на казначейском счете к приходу Зеленского?

Итак, факты. На 1 апреля остаток на едином казначейском счете составлял 14,9 млрд грн. Цифры тут прыгали весь прошлый год так же, как и в начале 2014-го.

Например, 1 января 2019 г. остаток был 9,9 млрд, а 1 августа 2018 го. — 1,99 млрд грн. И к моменту передачи власти Зеленскому остаток средств опять-таки сократится, ведь каждый распорядитель средств (а их, как говорилось, несколько) будет стремиться использовать свои деньги в полном объеме. Сработает механизм самозащиты — мало ли что в голове у новой власти.

Но это все, конечно, цветочки. Дальше — ягодки.

Почему Украина в долговой яме

В Украине не выполняется бюджет по доходам. Уже за I квартал 2019 г. в общий фонд госбюджета не поступило 16 млрд грн запланированных доходов. Доходная часть бюджета не выполнена на 4,7%.

Не выполняется он не первый месяц, и для финансирования расходов много лет привлекаются заемные средства. Экономисты считают, что это порочная тактика. Это как брать кредит, чтобы купить себе еды, — прямая дорога к банкротству.

Только в I квартале 2019 г. были привлечены заемные средства на сумму 112,9 млрд грн. Бюджет был профинансирован за счет облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на сумму 87,3 млрд грн.

Еще денег добавили за счет привлечения кредита в размере €529 млн под гарантии Международного банка реконструкции и развития и на $350 млн за счет доразмещения еврооблигаций (со сроком погашения 1 ноября 2028 г.).

Эта тактика привела к тому, что Украина вся в долгах. И по накопленным долгам тоже надо платить.

В 2019 году Украина должна отдать кредиторам часть долга с процентами в размере 458 млрд грн, а это в два раза выше, чем средний показатель за 2014–2018 гг. Максимальные выплаты придутся на 2019–2021 гг.

За год предстоит выплатить проценты по взятым ранее кредитам — 145,2 млрд грн. Это самая "непродуктивная" часть долга, поскольку объем долга от этих выплат не сокращается.

При этом совокупный долг государства за пять лет президентства Порошенко вырос. По состоянию на 1 марта 2019 г. он составил 2,1 триллиона (!) гривен.

Внешняя часть долга — это $50,7 млрд. При Порошенко она выросла на $13,8 млрд. Внутренний долг рос еще быстрее и составляет теперь 760,3 млрд грн. При Порошенко он вырос более чем в два раза — на 476,24 млрд грн.

Под президента Зеленского заложена еще одна "долговая мина". Если он добьется роста экономики (более 3%), то расходы на проценты по кредитам, которые страна должна будет платить в течение 20 лет, вырастут до астрономических сумм (это итог переговоров по реструктуризации госдолга, которые проводила Наталья Яресько).

Причем все для этого готово, поскольку номинальный ВВП в 2018 году достиг порогового значения — $125,4 млрд. Хотя это вовсе не реальный рост ВВП, а следствие повышения цен.

Вывод из всего сказанного один — Украина в долговой яме. Но поехали дальше.

Что с резервами?

Еще один показатель, которым любит играться нынешняя власть, — международные резервы. Они, по официальным сообщениям, выросли и достигли уровня 2013 года.

Давайте разбираться. 1 января 2014 г. золотовалютные резервы составляли $20,4 млрд. Если вычесть задолженность перед МВФ, получатся чистые резервы (этот показатель нагляднее) — и это $15,2 млрд.

За один год работы нынешней власти резервы сократились и в конце февраля 2015 года составили $5,6 млрд, в том числе чистые резервы — внимание! — $0,3 млрд.

И действительно, "титаническими" усилиями Порошенко за следующие четыре года резервы были пополнены до $20,6 млрд (по данным на 1 апреля 2019 г.). Но пополнялись они не за счет роста экономики, а за счет привлечения заемных средств. Поэтому чистые резервы на данный момент составляют всего $9,5 млрд — и уровня 2014-го, тем более самого благополучного 2013 года, они не достигли. Также надо понимать, что в пиковые периоды предстоящих выплат по внешним долгам резервы быстро иссякнут.

Дешевая гривна, минимальный экспорт и доходы заробитчан

Одним из показателей сильной и здоровой экономики является стабильная и дорогая нацвалюта, востребованная и за пределами государства. Гривня у нас подешевела за пять лет в 3,4 раза (с 7,99 грн/$ до 26,85 грн/$).

Чаще всего обесценивание валюты приводит к стремительному росту экспорта. Дешевеет гривня, значит и себестоимость продукции снижается (хотя бы за счет уменьшения доли зарплаты — она в гривнях не меняется, но в долларах падает). А значит товары значительно легче продать за рубежом.

Но в 2014–2018 гг. увеличения объемов экспорта не произошло. Наоборот, случился существенный спад. Так, в 2018 году Украина экспортировала товаров на сумму $43,3 млрд, что на 36,5% меньше в сравнении с 2013 годом.

При этом структура экспорта не изменилась, то есть в 2013-м и 2018 году Украина продавала примерно одно и то же, а именно зерно и прочую сельхозпродукцию, руду и металл. Все это — сырье, которое не дает хорошей прибыли: разница между себестоимостью и ценой продажи сырья всегда невысока.

К тому же баланс внешней торговли Украины отрицательный — и с каждым годом дефицит внешнеторгового баланса растет. То есть покупаем мы за рубежом больше, чем продаем на экспорт.

Так, по итогам 2018 года этот дефицит вырос по сравнению с предыдущим годом на 29,6% и составил уже $11,2 млрд. А за январь-февраль 2019 г. дефицит уже достиг $1,3 млрд.

Перекрывает этот дефицит Украина за счет валютных переводов заробитчан. По данным Всемирного банка, только в прошлом году объем частных переводов в Украину достиг $14,4 млрд, или 11,4% ВВП. По сумме переводов Украина заняла первое место среди стран Европы и Центральной Азии (из $59 млрд Украина получила $14,4 млрд).

Тут есть закономерность. Нынешняя украинская власть всячески поддерживала экспорт трудовых ресурсов и новых рабочих мест практически не создавала.

За "пятилетку" 2014–2019 гг. Украина удвоила экспорт не товаров и капиталов, а именно трудовых ресурсов в соседние страны. В летний сезон до 10 млн украинцев работают за рубежом.

Новини

Популярні теми форуму

analytics