Close button

Страшно ли жить в городах после пандемии?

Страшно ли жить в городах после пандемии?

Сегодня в городах проживает 56% людей на планете, а по прогнозам экспертов к 2050 году эта цифра составит около 68%. Изменит ли пандемия тенденции урбанизации, повідомляє Новое время.

Болезнь формирует города? По аналогии с человеческим организмом города сегодня должны вырабатывать иммунитет к новым пандемиям. Уже очевидно, что реальность изменилась. Города и их эффект социализации становятся опасными из-за увеличенной плотности населения, инфраструктуры, что способствует скоплению и близкому контакту, экологических вызовов.

11 мая, как и любую другую дату, нельзя считать окончанием распространения вируса. Чудом он не исчезнет, внедрение вакцины и ее доступность — времязатратный процесс, а вот риски могут даже вырасти среди расслабленных и соскучившихся по социальной жизни людей. Города сегодня стоят перед рядом вызовов, главным из которых является то, способны ли они защитить горожан или скорее порождают больше угроз.

Ограничение передвижения стало едва ли не первой мерой борьбы с распространением вируса во многих городах. В Стамбуле запустили так называемый «санитарный флот» для усиленной дезинфекции транспорта, а мэр Лондона принял решение сделать проезд в городских автобусах бесплатным, чтобы люди не заходили через переднюю дверь, после смерти 20 водителей от коронавируса. В украинской столице до введения карантина метро и наземный транспорт перевозили ежедневно почти 2,5 миллиона человек (цифра без учета частных перевозок маршрутками). Сегодня город уменьшил эту цифру в десятки раз — до 40 тыс. пассажиров, которым выдали специальный пропуск. Но после окончания карантина все вернется.

Карантины и в будущем могут объявлять с определенной периодичностью без переосмысления транспортной инфраструктуры. Например, во львовских трамваях до сих пор пользуются бумажными билетами, а в николаевских маршрутках до сих пор через десятки рук передают деньги за проезд. Электронный билет — важный элемент, который должен быть введен везде для минимизации контакта. А профессии кондуктора уже давно нет в брюссельских или амстердамских автобусах.

Пандемия стала сигналом к ускорению неотложности новых технологических решений для оптимизации и безопасности городской инфраструктуры. Для этого было бы вполне уместно ввести отслеживание наиболее загруженных маршрутов, чтобы в режиме реального времени добавлять новый рейс или рассылать оповещения людям на остановках с просьбой воспользоваться альтернативным транспортом для их комфорта и безопасности.

Пока в украинских городах монтируют оранжевые столбики для выделения полос городского транспорта, в американских мегаполисах впечатляюще растет спрос на новые формы транзита, например, сервисы аренды электрических скутеров. Такая пилотная программа, к примеру, инициированна в Санта-Монике, а местные власти инвестируют в велодорожки и транзитную инфраструктуру. А в городе Денвер с большим приростом населения ввели план развития пешеходного города. Согласно этому плану к 2040 году во всех 78 районах города увеличат озеленение и на 50% должно уменьшиться количество тех, кто на автомобилях ездит на работу и обратно.

Кстати, полицентричность города — не новое понятие для урбанистов. Мэр Парижа, Анн Идальго, пообещала ввести концепцию «Город 15 мин» в случае своего переизбрания на должность. Второй тур выборов (первый состоялся в марте 2020 года), кстати, перенесли на конец июня из-за вспышки коронавируса. Идея заключается в том, что в пределах 15 мин от дома житель города будет иметь доступ к школе, работе, супермаркету, клинике остановкам городского транспорта, местам для прогулок и культурного отдыха, спортивным площадкам, ресторанам.

Децентрализация и планирование отдельных кварталов и районов — следующая задача для лидеров городов. Кстати, вспышка SARS в Гонконге в 2002 году уже сигнализировала о необходимости разукрупнения городов, управления плотностью населения, внедрения децентрализации сервисов для выживания в мире пандемических угроз. Это касается в том числе и строительства новых кварталов в украинских городах, ЖК по принципу города в городе, с многочисленными многоэтажками, но ограниченными выходами в случае необходимости эвакуации.

Социальная изоляция в квартирах украинских небоскребов увеличила нагрузку на сети. Сидя дома, жители городов еще больше осознали важность водоснабжения, вывоза мусора, исправности теплосетей и надежности пожарных служб. Изношенные коммуникации потребуют еще большего внимания, так же как и финансирования. В Кременчуге уже зафиксированы случаи, когда местные жители настолько боялись выходить на улицы, что просто спускали мусор в канализацию, которую потом коммунальным службам пришлось чистить. В то же время, для увеличения финансирования здравоохранения и премий врачам, городские власти Кременчуга приняли решение отложить капитальные ремонты. Таким образом коронавирус и связанный (частично) с ним экономический кризис станет еще одним вызовом для городов, а именно финансовым.

Что останется городам от COVID-19? Очевидно, что города, так же как и их жители, оказались не готовы к эпидемии, и речь не только о системе медицины. Городская инфраструктура нуждается в переосмыслении, чтобы с одной стороны отвечать на растущий спрос безопасности, а с другой — обеспечить надлежащий уровень социализации и возможностей самореализации, а затем и экономического роста. Перед руководителями городов встают новые вызовы быстрой модернизации инфраструктуры, дорогих решений и качественной экспертизы.

Коронавирус четко продемонстрировал, что стейкхолдерами изменений (и борьбы) является и власть, и бизнес, и общество. В Украине есть ряд проектов, где сотрудничество с бизнесом облегчает работу социальных служб в городах, например, проект «подвешенный продуктовый набор» в рамках кооперации ROZETKA, «Нова пошта» и фонда «Жизнелюб», который уже запустили в Киеве, Днепре, Львове, Новой Каховке, Кременчуге, Малине и Харькове. В Одессе и Киеве бизнес оперативно организовал координационные центры для поддержки медиков. Немало дизайнеров одежды «переквалифицировали» свои мастерские в цеха пошива защитных костюмов, а благодаря взносам обычных людей удается найти финансирование на их закупку. Объединение усилий — единственный выход не только в кризисное время, а для выживания города в целом.

Ирина Озимок

Новини

Популярні теми форуму

analytics