Close button

Новогодний локдаун - рискнет ли власть "украсть Рождество"

Новогодний локдаун - рискнет ли власть "украсть Рождество"

Публично отметить Новый год, может быть, и не получится – правительство рассматривает вариант введения тотального карантина на все праздники. Мы попробовали оценить, какими потерями для экономики это обернется, повідомляє Деловая столица.

По информации наших источников в правительстве, там рассматриваются планы ввести в стране полный локдаун (тотальный карантин, как весной) на три недели – как раз на период новогодних праздников. Пока рассматривается вариант – с 25 декабря и плюс две первые недели 2021 г.

Логика Кабмина понятна: это период неформальных каникул, когда экономика в целом сильно сбавляет обороты. В этот период по ней меньший удар нанесет, в частности, прекращение транспортного сообщения как минимум внутри городов. Таким локдауном и связанным с ним ограничением общения людей на праздники (не будет праздничных толп гуляющих, корпоративов в ресторанах, школьных утренников и т.п.) планируется сбить волну заражений Covid-19.

Впрочем, риски тут тоже очевидны. Во-первых, как-то не верится, что люди спокойно воспримут тот факт, что их на Новый год и Рождество запрут по домам, по сути – лишат праздников. То есть человеческое измерение карантина, кажется, в правительстве просчитали плохо.

Это в начале весны люди искренне боялись «нового, неизвестного» вируса. А сегодня, когда все уже привыкли к статистике (которая, впрочем, куда страшнее, чем в тот период), когда бизнес почувствовал убытки, карантинные ограничения иногда выливаются в крайние формы отрицания. И если маски люди еще носят (неохотно и с массой конфликтов), антисептиками худо-бедно пользуются, то во что выльется «отмена» всеми любимых новогодних праздников – предсказать сложно.

Огромные потери

По информации источников "ДС", в Кабмине планируют направить на компенсации потерь бизнеса около 70 млрд грн. Удастся ли найти такие деньги — важнейший вопрос, который мы рассмотрим ниже. А для начала вполне логично предположить, что реальные потери окажутся еще больше. Но о каких цифрах речь?

По оценкам продовольственного ритейла, на период с 25 декабря по 7 января приходится от 9 до 14% всей выручки, получаемой за год. (Но понятно, что как раз этот сектор меньше пострадает от запрета празднований.) Представители общепита оценили свои доходы (включая уличную торговлю готовой едой, напитками и полуфабрикатами) в 15% годовой выручки.

Непродовольственная розница, по оценкам ее же специалистов, в ходе рождественских распродаж получает более 17% всего денежного потока в годовом измерении. Однако там затруднились как-то оценить потери в случае введения «новогоднего локдауна». Причина – очень сильно выросшие в этом году объемы продаж через интернет. Дарить подарки друг другу люди все равно будут, так что нераспроданное через магазины, вполне вероятно, получится хотя бы частично компенсировать онлайн-продажами. Но станет понятно – удалось или нет – только к 14 января, и то предварительно.

Сложнее сказать, какой удар будет нанесен по ВВП Украины. По данным статистического ведомства, во II квартале этого года – как раз когда пришелся удар тотального карантина – ВВП нашей страны потерял 9,9%. Простое математическое сопоставление показывает, что в случае новогоднего карантина потеряем 2-3%. Правда, нужно сделать поправки на «естественное» замедление реального сектора и на потерянную прибыль потребительского сектора.

Что касается транспорта, то за первый месяц весеннего карантина украинцы значительно сократили свои передвижения. Водители — до 58%, пешеходы до 46%. Очевидно, что подобное сокращение мы увидим и в случае введения новогоднего локдауна. Скорее всего, таким же будет падение доходов транспортной отрасли – примерно в два раза.

Также за месяц весеннего карантина на две трети сократилось количество регистрируемых ФОПов (с 6 тыс. до 2 тыс.) – это важный показатель активности малого бизнеса. Теперь, конечно, многие уже адаптировались к карантинным реалиям, но и сейчас вполне можем увидеть двукратное падение.

В любом случае экономика Украины получит очередной сильный удар. Мы видим, что власть упорно ищет такую форму карантина, которая бы не «убивала» бизнес – и карантин выходного дня стал именно такой попыткой. Но в нашей ситуации вечного кризиса подобного рецепта не существует в природе.

Призрачные компенсации

Впрочем, в правительстве понимают, что проявления недовольства со стороны бизнеса будут очень сильными – куда сильнее, чем, скажем, реакция на «карантин выходного дня», буквально в штыки воспринятый целым рядом бизнесов. Поэтому Кабмин, как упоминалось, заранее закладывает своего рода успокоительные меры в виде 70 млрд грн, которые планируется потратить на компенсацию потерь бизнеса. Правда, не совсем понятно, откуда взять эти деньги. Вроде как планируется обсудить этот вопрос с МВФ.

Однако здесь пока нет никакой конкретики. Напомним, что на днях Владимир Зеленский провел телефонный разговор с директором-распорядителем МВФ Кристалиной Георгиевой. В ходе разговора он рассказал, что наша страна уже выполнила «все структурные маяки» для пересмотра программы сотрудничества с МВФ. Кристалина Георгиева после разговора с Зеленским написала у себя в Twitter: «Конструктивный телефонный разговор с президентом Украины Зеленским относительно реализации программы МВФ, независимости центрального банка и усилиях по борьбе с коррупцией.

Пересмотру программы должно предшествовать полное взаимопонимание в шагах». В переводе с дипломатического языка это значит: «До конца этого года Украина не получит денег от МВФ. А там видно будет – в зависимости от того, чем завершится кризис вокруг КСУ».

Теоретически помочь бизнесу можно было бы за счет эмиссии нацвалюты. Но в НБУ уже намекнули, что печатать деньги и ослаблять гривню ради уменьшения потерь от карантина – не намерены. Директор департамента открытых рынков Национального банка Украины Алексей Лупин 18 ноября на XIX ежегодном форуме финансовых директоров заявил, что нет причин в случае введения правительством повторного локдауна ожидать резкой девальвации гривни, как это произошло в марте. «Мы не ожидаем повторения мартовских событий на валютном рынке, потому что в марте это было что-то новое, была паника по всему миру, и никто не понимал, что делать», – сказал он.

Также и Глава НБУ Кирилл Шевченко заявил, что Нацбанк не собирается печатать деньги ради финансирования дефицита бюджета. Он попутно напомнил, что финансирование дефицита бюджета за счет эмиссии запрещено законом о НБУ. И кстати, напомним, что дефицит бюджета на следующий год предварительно запланирован на уровне 270 млрд грн…

Получается, взять денег все-таки негде. Вводить тотальный карантин на самый "хлебный" для потребительского сектора период года и не компенсировать потери — нарваться на риски гражданского неповиновения. Не вводить карантин — получить запредельные цифры заболеваемости коронавирусом. Как правительство выйдет из этой ситуации — сложно даже предположить.

Дмитрий Прокопенко

Новини

Популярні теми форуму

analytics