Close button

Как в Украине продолжает процветать рейдерство

Как в Украине продолжает процветать рейдерство

Как обстоят дела с рейдерством на примере одного бизнесмена, повідомляє Вести.

Глава Антирейдерской комиссии Евгений Горовец в своем недавнем интервью говорил, что услуга “рейдернуть кого-то практически исчезла с рынка”, по крайней мере в том виде, в котором существовала раньше.

По его словам, в стране почти не осталось так называемых “черных нотариусов”, через которых можно переписать на любого человека бизнес или недвижимость. Впрочем, как говорят эксперты и пострадавшие от рейдерства, реальный расклад дел существенно отличается от слов Горовца. Бизнес, как и в мятежных девяностых, могут отобрать с помощью нечестных нотариусов всего за одну ночь.

Как обстоят дела с рейдерством в Украине на примере истории бизнесмена Николая Петренко, которого, по его словам, лишила доли в компании известная бизнесвумен Людмила Русалина.

“Черные” нотариусы - реальная проблема

Глава Антирейдерской комиссии Минюста, которая занимается рассмотрением жалоб, касающихся рейдерства, пообещал искоренить рейдерство в Украине за два года. При этом, по словам Горовца, всего за несколько месяцев его работы комиссия пожизненно аннулировала доступ к госреестрам прав нотариусам, которых поймали на махинациях - а эти реестры, говорит он, самый хлебный участок их работы. “Теперь нотариусам нужно очень хорошо подумать, перед тем как решиться на что-то дерзкое”, - говорил он.

Проблема действительно существует. И, по словам экспертов, она даже усугубилась за последние несколько лет. В период с 2016 по 2019 годы “черные” нотариусы особенно активизировались из-за ликвидации Государственной регистрационной службы Украины как самостоятельного органа - сейчас он находится под управлением Минюста - в июле 2019 года на министра юстиции Павла Петренко, который провел административную реформу в министерстве, правозащитники и бизнесмены написали заявление в полицию. В тексте документа эксперты указывают, что власти инициировали ряд нормативных актов, которые упростили доступ к государственным реестрам.

Читайте также: Как защититься от рейдерства: советы Минюста

Сейчас о состоянии рейдерства в Украине красноречиво говорит занимаемое нами 109 место в мире из 129 стран Индекса прав собственности по результатам 2019 года. В региональном рейтинге по Центральная и Восточная Европа Украина на 23 месте из 25 возможных.

При этом, в зоне риска находится любое имущество, а не только квартира или компания. Несмотря на то, что, казалось бы, почти все "черные регистраторы" оказались в прошлом, старые методы никуда не исчезли, при этом обжаловать их и отстоять свои права куда сложнее. Например, рейдеры могут сотрудничать с правоохранителями - во время обысков следственный судья может дать добро на изъятие оригиналов уставных документов компании для “экспертизы”, а позже эти документы переписываются. Например, в тексте протокола общего собрания вдруг может вдруг появится информация о новом “собственнике”. Так, рейдерам удается формально “узаконить” свои права на управление компанией.

Теперь в Минюсте хотят ликвидировать комиссию, на которую долгое время жаловались бизнесмены, обращавшиеся туда за помощью. Комиссию планируют упразднить с 1 января 2022. Такие нормы содержит разработанный Минюстом законопроект от 6 ноября 2020 года. Документ одобрен Кабинетом министров и уже рассматривается в комитетах Верховной Рады. Таким образом, единственным способом разрешить рейдерский конфликт останется судебное разбирательство, которое, по словам бизнесменов, часто проводится долго и не всегда честно.

Отбирают бизнес у друзей и партнеров

Существует и более изощренные и тонкие способы отобрать бизнес или долю в компании. Так, в схеме по захвату 50% доли бизнеса у своего партнера, известная бизнесвумен Людмила Русалина задействовала “черных” нотариусов, правоохранителей, суды и депутатов “Слуги народа”. Начиная с 2017 года она, совместно со своим гражданским мужем, готовила план для захвата доли своего партнера Николая Петренко в компаниях “Петрус Алко”, “Петрус-Кондитер”и “Петрус-Инвестбуд”.

Как нам рассказал Петренко, последний год она не допускала его к управлению компаниями и финотчетам. Он всячески пытался договориться с ней, предлагал выкупить свою долю, однако она отказывалась и игнорировала собрания акционеров. Позже стало известно, что она хочет незаконно установить полный контроль над их общим бизнесом.

Читайте также: Кремль обвинил США в рейдерстве

По словам адвокатов Петренко, еще в 2017 году Русалина без ведома Петренко увеличила уставной капитал в компании “Петрус-Инвестбуд” на 14 млн гривен. Позже она создала искусственный долг компании перед подконтрольные ей же компании: ООО “Люпус-Майорис” и ООО “Світ ласощів”. Она подделала документы и якобы стала кредитором компании - 3 августа 2020 прошло заседание акционеров, на котором Петренко, судя по документам, подписал имущественное обязательство выплачивать долг Русалиной. Впрочем, сам он утверждает, что на этом заседании не присутствовал.

После Русалина со своими адвокатами обратилась в Печерский суд, чтобы “взыскать задолженность” с Петренко: наложить арест на два его счета (почти 14 млн гривен) и на его долю в уставном капитале компаний (больше 50 млн гривен). А уже 18 ноября Печерский суд принял решение в пользу Русалиной и наложил арест на активы ее бизнес-партнера.

Подобную схему она провернула и с другими компаниями, в которых они имеют равные доли. Русалина создала искусственные долги в компании “Петрус-Алко” перед кредитором Дмитрием Славковым, которого связывают с бизнесвумен. Он также подал в суд на Петренко с требованием выплатить 5,5 млн гривен.

Кроме того, по словам адвокатов, незадолго до этого она с помощью “черных” нотариусов переписала 30% акций в компании “Петрус-Инвестбуд” на себя. В конце октября она единолично провела общее собрание, по результатам которых у Петренко доля в компании сократилась до 20%. По словам адвокатов, она нарушила ч. 2 ст. 34 Закона об ООО - принять такое решение совет акционеров мог только при участии Петренко, ведь для принятия такого решения необходимо минимум 75% голосов. Отметим, что Русалина и Петренко имели равную долю акций - 50% на 50%.

Читайте также: Рейдеры из СБУ грабят иностранных инвесторов

Кроме того, рассказывают адвокаты, Русалина пыталась манипулировать и судом - гендиректор "Петрус-Инвестбуд" Роман Карпенко, который фактически является ее личным водителем, обратился в Хозяйственный суд Киева с иском как к Русалиной, так и к Петренко о признании решения общего собрания, на котором якобы голосовали за уменьшение доли, недействительными. Таким образом Карпенко с подачи Русалиной хотел показать суду, что Петренко был на заседании. Однако, он отсутствовал.

Сейчас Русалиной принадлежит 79,91% уставного капитала - она имеет возможность единолично принимать любые решения относительно распоряжения имуществом компании.

"Две недели назад со мной встречался представитель криминалитета, приятель нового мужа Русалиной. Он вел переговоры от их имени, сказал, что "крышует" их бизнес. Выяснял мои планы. Через 3 дня после этой встречи банда Русалиной и ее мужа попытались провернуть рейдерский захват 30% нашей компании "Петрус-Инвестбуд" через подконтрольного нотариуса”, - заявил нам Петренко.

При этом, по словам самого Петренко, к такому решению Печерского суда мог быть причастен депутат от “Слуги народа” Николай Стефанчук, младший брат вице-спикера Верховной рады Украины Руслана Стефанчука.

Читайте также: В Киеве заявили о рейдерском захвате рынка

Стефанчук-младший не раз участвовал во встречах учредителей “Петруса”, где он выступал в поддержку Русалиной.

Сотрудники Печерского суда, которые могли говорить откровенно, заявляли Петренко, что в суд приходил Стефанчук. Он якобы общался с ответственными по делу Петренко, в том числе и со следственным судьей.

“Стефанчук душит Печерский суд, чтобы они не продолжали уголовные дела, которые заводили в ГБР по нашим просьбам”, - заявил бизнесмен. Помимо этого, Петренко говорит, что она якобы причастна к поджогу дома ее племянника Александра.

Новини

Популярні теми форуму

analytics