Close button

Банки чаще докладывают о деньгах клиентов

Банки чаще докладывают о деньгах клиентов

Украинские банки стали активнее информировать финансовую разведку об операциях своих клиентов. За 2017 г. финучреждения подали в Госфинмониторинг на 25% больше отчетов по транзакциям, подлежащим финансовому мониторингу — по 7,9 млн. финансовых операций, сообщается на сайте Нацбанка, повідомляє UBR.

Чиновники не указали общую сумму этих транзакций, и не сообщили их статус по итогу (количество приостановленных/замороженных до суда проводок). Но уточнили их вид: 90% сообщений ушло в Госфинмониторинг по операциям с наличными, а также по проводкам с высоким риском.

«Повысить эффективность противодействия схемным операциям банкам в 2017 году помогла реализация риск-ориентированного подхода при планировании и осуществлении надзора по вопросам мониторинга и проведения образовательных мероприятий для банков по этим вопросам», — уверяют нацбанковцы в своем сообщении.

Ранее банкиры неоднократно жаловались на размытые требования Нацбанка по части финансового мониторинга, которые провоцируют коррупцию (вымогательство взяток нацбанковцами). А также на надуманные требования чиновников, не выписанные в нормативно: банкиров, вынуждали подвергать финмону не только операции от 150 тыс. грн, как предусмотрено действующим законодательством, но и более мелкие проводки. Потому некоторые финансовые структуры уже стали требовать у клиентов дополнительные документы и останавливать операции от 50-100 тыс. грн.

Второй по важности стала проблема с формированием реестра публичных лиц. НБУ обязал банки нормативными документами жестко контролировать их операции, и отправил финансистов в интернет за поиском данных о них. Когда те не справились с поставленной задачей из-за нехватки данных, центробанк стал напропалую штрафовать банки. В ноябре 2017 г. регулятор сообщал о санкциях в отношении 13 банков из 33 проверенных и выставлении штрафов на общую сумму 40,4 млн. грн. И сам сообщил, что одной из наиболее распространенных проблем в ходе его инспекций стал мониторинг финансовых операций публичных лиц.

Банковские ассоциации сейчас вплотную работают с центробанком для того, чтобы финансисты могли получить доступ к реестру публичных лиц, который, как говорят банкиры, есть у НБУ. Именно основываясь на этом списке публичных лиц чиновники часто выписывали штрафы по финансовому мониторингу: когда выяснялось, что банк не проконтролировал денежный поток родственников депутатов или руководителей ведомств. Когда именно банкам откроют доступ к потайным базам данных публичных лиц и откроют ли вообще — в центробанке не сообщают. Департамента финансового мониторинга в принципе самое непубличное подразделение в структуре Национального банка, которое крайне редко делится информацией о своей деятельности, ни разу не проводило встреч с журналистами и отказывается от интервью.

В банках нелюдимость нацбанковского финмона и затягивание процесса запуска открытого реестра публичных лиц объясняют не столько «секретностью» их работы и напускной таинственностью. Сколько нежеланием терять элемент давления на банки, который позволяет выписывать штрафы и вымогать взятки. Неофициально финансисты признают, что по первому требованию готовы платить лично служащим НБУ за доступ к информации, которая позволит их банку не оказаться в числе оштрафованных, а банковским служащим — в числе уволенных.

Новини

Популярні теми форуму

analytics