Close button

Новые кандидаты в ЕС: почему в списке нет Украины

Новые кандидаты в ЕС: почему в списке нет Украины

До 2025 года Черногория и Сербия могут вступить в Евросоюз. Об этом говорится в принятой 6 февраля Еврокомиссией специальной стратегии по Западным Балканам, повідомляє Сегодня.

Переговоры о вступлении с Подгорицей и Белградом ведутся с 2012 года. При этом Черногория, будучи членом НАТО, опережает Сербию на евроинтеграционном треке – у нее самые высокие шансы вступить в ЕС до 2025 года. Сербия же должна урегулировать не только свои споры с Косово, но и избавиться от российской монополии в энергетической сфере. Догнать Черногорию и Сербию на пути в ЕС может и Македония, если решит свои споры с Грецией, и Албания, которая, как и Черногория, уже в рядах Альянса. А вот Косово и Босния и Герцеговина еще ждут предоставления статуса кандидата.

Украине, по мнению экспертов, из истории очередного расширения ЕС нужно вынести несколько уроков, главный из которых – быстро и качественно выполнить свою домашнюю работу по проведению реформ.

В ЕС со своим чемоданом нельзя

Напомним, что сразу после обидного для Украины саммита Восточного партнерства в Брюсселе в прошлом ноябре (где Киеву ясно дали понять, что о перспективе членства в ЕС можно пока только мечтать) лидеры ЕС заявили об очередной волне расширения за счет стран Западных Балкан. Причем, по словам еврокомиссара по вопросам политики соседства Йоханнеса Хана, страны ЕС поняли, что "Западные Балканы и 20 млн их населения – привлекательный рынок для блока, а новое государство-член не бремя, а обогащение".

Посол Украины в Хорватии, Боснии и Герцеговине (2010-2017 гг.) Александр Левченко напоминает, что свое "железное" обещание принять страны Западных Балкан в ЕС Брюссель дал еще в конце 90-х как стимул перебороть последствия кровавых войн, которые там были. Первой из стран Западных Балкан, которая реализовала свое право на членство, была Хорватия, вступив в ЕС в 2013 году. На очереди – Черногория, которая подала заявку на членство в декабре 2008 года, а кандидатом стала лишь в декабре 2010-го; и Сербия, которая подала заявку в декабре 2009 года, а кандидатом стала в марте 2012-го.

Очередное расширение Евросоюза за счет стран Западных Балкан планируется до 2025 года. В одобренной Еврокомиссией стратегии говорится, что "Черногория и Сербия – лидеры на евроинтеграционном пути" из всего западно-балканского блока.

"Черногория стала независимой лишь в 2006 году, поэтому о ее вступлении в ЕС как об отдельном государстве вообще не говорили. Теперь она член НАТО и имеет амбиции стать членом ЕС. Рядом с Черногорией Сербия, которая имеет евроинтеграционные амбиции. Но она принципиально не идет в НАТО. Брюссель принимает такую формулу на политическом уровне и даже поощряет вхождение Сербии, определив 2025 год как предварительный для вступления вместе с Черногорией", – сказал Александр Левченко.

Однако президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предупредил: "Не может быть дальнейшего присоединения стран Западных Балкан, пока сначала не будут решены пограничные споры. Сербия и Черногория могут стать членами ЕС в 2025 году, если выполнят все условия членства. Это ориентировочная дата, поощрение, чтобы заинтересованные стороны работали над этим".

Речь, прежде всего, о споре между Сербией и Косово. Белград не признает независимость Приштины (что интересно, ее не признает и Украина). Но в стратегии Еврокомиссии четко говорится: "Сербии необходимо срочно заключить всеобъемлющее соглашение о нормализации отношений с Косово", иначе о вступлении в ЕС можно забыть. "ЕС не хочет импортировать любые неурегулированные споры вместе с будущими новыми государствами-членами", – заявил Йоханнес Хан после встречи с президентом Сербии Александром Вучичом 7 февраля.

Это, к слову, должна взять себе на заметку и Украина. Ведь, судя по словам Юнкера и Хана, пока Крым и часть Донбасса будут и дальше оставаться под незаконной оккупацией России, дорога в ЕС нам заказана. Правда здесь стоит вспомнить пример Кипра, который, хоть и имеет давние территориальные споры с Турцией, в 2004 году приняли в ЕС. Так что, когда и где это нужно Брюссель готов идти на уступки.

Но договариваться Белграду и Приштине все же придется. Причем, не по так называемому сербскому плану урегулирования спора: в прошлом году в обмен на признание независимости Косово Сербия предложила отдать ей населенные сербами территории Косово, а для остальных создать в составе Косово широкую автономию. Понятно, что Приштина такое предложение сразу же отбросила, но время идет – до 2025 года Белграду и Приштине все-таки придется подписать мирное соглашение.

Рука Кремля в Сербии

Правда, это не единственный вызов, с которым Сербия столкнется на пути в ЕС. По словам эксперта Центра "Стратегия XXI" и Совета внешней политики "Украинская Призма" Виталия Мартынюка, она уже сталкивается и еще столкнется с последствиями активного сотрудничества с Россией. Особенно в энергетической сфере: Сербия уже получила порцию замечаний от Еврокомиссии о несоблюдении требований Третьего энергетического пакета. Но если Сербия их выполнит, войдет в конфронтацию с Россией, так как почти все сербские энергокомпании контролирует Москва.

"Но при этом Сербия вступит в Евросоюз даже несмотря пророссийские взгляды ее руководства. Среди критериев членства нет критерия "антироссийскости" или "отсутствия пророссийской позиции". Такую позицию мы можем наблюдать, к примеру, в Чехии, где президент Милош Земан вообще превзошел все руководство Сербии вместе взятое, которое, по крайней мере, не декларирует, что "Крым – российский", – сказал Виталий Мартынюк.

Действительно не декларирует, но и никак особо не препятствует отправке своих наемников на Донбасс воевать на стороне пророссийских боевиков. Ранее сообщалось о скандале между Киевом и Белградом, который вспыхнул в ноябре прошлого года. Тогда посол Украины в Сербии Александр Александрович заявил, что при молчаливом согласии Белграда около 300 сербов (по данным СБУ) воюют на стороне "ДНР"/"ЛНР".

Белград открыто демонстрирует свои симпатии к Москве. Так, к примеру, депутат сербского парламента Александр Шешель грозился подготовить заявление о признании аннексированного Крыма российским. А 4 марта на выборах в органы городского самоуправления в Белграде впервые примет участие "Русская партия".

Но, по мнению Александра Левченко, при всем своем отношении к России, которое, прежде всего, диктуется настроениями определенной части населения, абсолютное большинство сербских граждан работает, и живет в Западной Европе, а не в России.

"Поэтому решение Брюсселя дать Сербии европейскую перспективу с тем, чтобы эта страна осуществляла европейские реформы, было правильным. Чем больше Сербия будет проевропейской, тем больше у нее будет тенденций к проевропейскому отношению к другим политическим процессам в Европе, в том числе и к объективной оценке ситуации в Украине", – считает Посол Украины в Хорватии, Боснии и Герцеговине.

Если Сербия продемонстрирует хороший результат в борьбе с коррупцией, преступностью, усилит демократические институты и присоединится к ЕС, это стабилизирует ситуацию в Боснии и стимулирует позитивные изменения.

"В то же время и угрозы в Сербии самые высокие. Среди всех стран Западных Балкан в Сербии наименее оптимистично смотрят на вступление в ЕС: граждане не верят, что в ближайшем будущем станут частью ЕС. Среди населения сильные пророссийские симпатии, недоверие к Брюсселю. Поэтому последнему крайне важно продемонстрировать поддержку евроинтеграции Сербии и готовность открыть двери в ближайшем будущем", – сказала аналитик Центра "Новая Европа" Дарья Гайдай.

Остальным странам – на старт

Еще четыре страны западно-балканского региона – Македония, Албания, Косово, Босния и Герцеговина – существенно отстают от Сербии и Черногории по выполнению критериев для членства в ЕС. "Комиссия готова подготовить рекомендации для открытия переговоров о вступлении с Албанией и бывшей Югославской Республикой Македония на основе выполнения условий. Босния и Герцеговина может также стать кандидатом на вступление. У Косово есть возможность устойчивого прогресса, выполняя Соглашение о стабилизации и ассоциации", – говорится в отчете Еврокомиссии.

Македония получила статус кандидата еще в декабре 2005 года. Но, по словам посла Украины в Хорватии, Боснии и Герцеговине (2010-2017 гг.) Александра Левченко, идя параллельно с Хорватией, Македония "задержалась" со вступлением в ЕС из-за споров с Грецией по названию. В итоге Греция полностью заблокировала евроинтеграцию Македонии даже несмотря на то, что Македония опережала Хорватию в выполнении критериев членства. После подписания в 1991 году декларации о независимости "Республики Македония", Афины заявили, что Македония "украла" название у северной греческой области Македония и имеет на нее территориальные претензии.

Правда, в последние пару недель диалог Афин и Скопье по разрешению спора с названием сдвинулся с мертвой точки. Во-первых, правительство Македонии переименует аэропорт, который назван в честь Александра Македонского на "Международный аэропорт Скопье", а шоссе к нему получит название "Дружба". Более того, по словам премьера Македонии Зорана Заева, они готовы добавить географическое уточнение к названию страны, чтобы решить спор с Грецией. Обсуждается пять вариантов нового названия бывшей югославской республики: Республика Новая Македония, Республика Северная Македония, Республика Верхняя Македония, Республика Вардарская Македония и Республика Македония (Скопье).

Некоторые эксперты считают, что на пути в ЕС Македония, безусловно, должна пойти на уступки в споре с Грецией. С другой стороны для Скопье это определенное унижение. Но тут, по словам эксперта Центра "Стратегия XXI" и Совета внешней политики "Украинская Призма" Виталия Мартынюка, стоит полистать международные документы.

"Не унижение ли документальное название "Бывшая югославская Республика Македония"? Тем более, что Греция согласна, чтобы в названии страны осталось слово "Македония", – считает эксперт.

Албания, к примеру, подала заявку на членство еще в апреле 2009 года, а статус кандидата получили в июне 2014 года. Виталий Мартынюк напоминает, что Албания тоже член НАТО и это ее несомненный плюс. В то же время, по его словам, Албания получает огромную порцию критики от Еврокомиссии за промедление с внутренними реформами и процессами демократизации.

"Македония и Албания – существенно отстают, а Босния и Герцеговина – даже не в статусе кандидата. Последняя сейчас отвечает на "вопросник", после которого может получить статус кандидата и только после этого могут начаться переговоры о вступлении. Но как показывает практика других стран, к примеру, Хорватии, это довольно длительный процесс", – сказал Виталий Мартынюк.

По словам посла Украины в Хорватии, Боснии и Герцеговине (2010-2017 гг.) Александра Левченко, в Боснии и Герцеговине, которая в феврале 2016-го подала заявку на членство, но так и не получила статус кандидата, на определенном этапе националистические силы начали проводить деструктивную политику, которая сдержала страну на пути евроинтеграции.

Уроки для Украины

После заявлений лидеров ЕС о готовности принять страны Западных Балкан, некоторые эксперты заговорили об окне возможностей и для Украины. Мол, Киев должен пристально следить за процессом евроинтеграции, в первую очередь Сербии и Черногории, чтобы не совершать их ошибок в будущем. Правда, пока о перспективе членства Украины в ЕС и слышать не хотят, говоря, что мы уже и так получила безвиз и сейчас нам бы лучше сосредоточиться на выполнении Соглашения об ассоциации. А здесь, к сожалению, Киев действительно существенно отстает от графика.

Правда, к примеру, в случае с Албанией, в апреле 2009 года она сначала подала заявку на членство в ЕС, в декабре 2010-го получила безвиз, а лишь в июне 2014 года – статус кандидата на вступление. То есть, по примеру Албании мы уже можем подавать заявку на членство. Но, по словам экспертов, ситуация с Западными Балканами несколько отличается от Восточного соседства – ЕС всегда рассматривал Балканы как сферу своей непосредственной компетенции. В Брюсселе чувствуют ответственность за этот регион, и если там будет возрастать нестабильность, криминалитет и коррупция, это будет непосредственно угрожать безопасности ЕС.

"Украине нужно продемонстрировать такое же свое важное значение для ЕС. Вместе с тем, важно показать, что Украина может эффективно сама решать свои проблемы в отличие от стран Западных Балкан, в которые Европа много инвестирует финансово и часто получает низкие результаты. Украине стоит понимать, что если уже более двух десятилетий ЕС пытается вытянуть Западные Балканы, предел его терпимости по отношению к Украине будет существенно ниже. Опыт Балкан является негативным опытом для ЕС, в котором он задействован очень долго и не хочет, как сказал еврокомиссар Хан, импортировать нестабильность, риски и угрозы внутрь ЕС", – сказала аналитик Центра "Новая Европа" Дарья Гайдай.

По мнению эксперта Центра "Стратегия XXI" и Совета внешней политики "Украинская Призма" Виталия Мартынюка, из процесса евроинтеграции Западных Балкан Украина может вынести для себя минимум три урока.

"Во-первых, в ЕС сейчас нет политического решения о принятии Украины, поэтому мы не можем говорить о четких перспективах. Нужно все-таки добиваться получения перспективы членства и ее документальной фиксации. Второй урок – проведение внутренних реформ. Более успешная и стабильная в плане внутреннего реформирования страна достигает лучших результатов на пути к членству в ЕС. И третий урок – ЕС, как показывает его политика, пытается принимать страны "пакетами": сначала были страны Вышеграда, теперь Западные Балканы. То есть, возможность для перспективы членства Украины может открыться в пакете с Грузией и Молдовой и только после того, как страны Западных Балкан станут членами ЕС", – подытожил эксперт.

Новини

Популярні теми форуму

analytics