Close button

Достижения экспорта: где зарабатывает Украина

Достижения экспорта: где зарабатывает Украина

Минэкономразвития и торговли вчера бодро отчиталось о новом невероятном успехе, повідомляє UBR.

Исполнился год со дня заключения соглашения о свободной торговле между Украиной и Канадой, и этот год, по утверждению наших чиновников, прошел не просто обнадеживающе, а ураганно успешно. Объемы нашего экспорта в североамериканскую страну увеличились на 74,4% в 2017 году, и на 37,1% за пять месяцев 2018-го. Двусторонний товарооборот прирос на 42%, в целом Канада открыла свой рынок для украинских экспортеров на 98%.

Чтобы подать отчет по-настоящему головокружительно, чиновники высчитали все приросты в процентах, без абсолютных значений в деньгах. Абсолютно некорректно, но в МЭРТ не имеют отчитываться без помпы в лучших советских традициях. Чтобы все расставить по своим местам, оказалось достаточно динамичных данных Госстата по структуре украинского экспорта: в 2016 года доля Канады в нем составила 0,08% ($28,9 млн), когда заработало соглашение в 2017-ом — 0,12% ($50 млн), а на начало июня 2018-го — 0,14%.

МЭРТ сообщает, что Украина и Канада начали сотрудничество в производстве спутников связи и в авиастроении. Замминистра и торговый представитель Наталья Микольская добавила у себя на страничке Facebook, что всего на канадский рынок вышло свыше 350 новых товарных позиций, в том числе плодовые соки, снегоходы и даже автомобили для перевозки спортсменов на площадки для игры в гольф!

Муха чуть подросла, то осталась мухой. Совершенно очевидно, что все канадские достижения строятся на эффекте низкой базы, и ничего грандиозного в них нет. Во всяком случае пока.

«Канада никогда не была крупным игроком для нас. Несмотря на свою большую политическую значимость для Украины, большую и активную украинскую диаспору, наши экономические отношения никогда не были активными. Если посмотреть нашу структуру экспорта, то в Канаду мы отправляли до полпроцента. Очень незначительные цифры. Поэтому, когда говорят об увеличении, сравнивая с совершенно низкой базой, то такие цифры по сути копейки», — прокомментировал ситуацию исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

С ним согласен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко: «Нам практически нечем торговать с Канадой. В структуре нашего экспорта она занимает ничтожные объемы, и если добавить пару ящиков, то да, действительно можно добиться даже 100% роста. Канада очень сильно ориентирована на США, рынок Украины ее не интересует так же, как и нас не интересует рынок Канады. Нам нечего предложить и нечего покупать. Они предлагают уголь, лес, целлюлозу, продукцию химической промышленности, но нам это не нужно. Продукция машиностроения Канаде также неинтересна. А канадская пшеница наш конкурент на мировых рынках. Эта страна входит в пятерку крупнейших экспортеров пшеницы».

Этот пример поднял вопрос целесообразности подписания договоров о свободной торговле в принципе.

Зачем нужен режим

Режим свободной торговли предоставляет возможность получения больших преимуществ для развития стран, чем закрытые системы. Либеральная торговля (то есть без барьеров) в целом имеет благотворный эффект на экономику всех стран-участниц. Однако сам факт открытия экономических границ не означает немедленного достижения эффекта и не имеет большого влияния на экономику, если не учитывать потенциалы стран.

«Наша власть не понимает, с кем надо дружить, и заключает кучу бессмысленных договоров типа соглашения с Канадой», — заметил Александр Охрименко.

На сегодняшний день Украина, кроме Канады, имеет соглашения о свободной торговле со странами СНГ, крупнейшие из которых — Российская Федерация, Казахстан, Беларусь. Есть договоры с Евросоюзом, и рядом небольших стран третьего мира (Вьетнам и др.). На стадии подготовки находятся договоры с Израилем и Турцией. И, кстати, в израильском договоре экономисты видят больший потенциал.

«В соглашении с Израилем есть расчет на то, что при минимальном уровне торговли, который есть, Украина сможет получать оттуда новые технологии. Они гораздо более продвинуты в новых технологиях в приборостроении — в так называемом «точном приборостроении» по сравнении с канадцами, поэтому в данном случае Израиль может быть очень перспективным направлением», — уверен Олег Устенко.

Аналитики положительно относятся и к будущему турецкому соглашению, и, кстати, говорят о его высокой готовности. Хотя отмечают при этом крепкое антитурецкое лобби в украинском правительстве, которое тормозит процесс

РФ против ЕС

Все эксперты отмечают ту роль, которая сыграла борьба Европейского Союза и Российской Федерации за рынок Украины. В результате сложных процессов, в том числе военно-политического характера, экономика нашей страны «отвязалась» от традиционно связки с РФ и переориентировалась на Европу.

Если в 2013 году украинский экспорт в Россию составил $15 млрд, то уже за 2017-ой, согласно отчету Госстата, он упал до $3,9 млрд. Конечно часть поставок была переориентирована на ЕС, но совсем небольшая: объемы поставок в Европу за тот же промежуток времени вырос с $16,8 млрд до $17,5 млрд.

«В процентах экспорт Украины в Евросоюз вырос на 15%, при падении поставок в Россию на 70%. Никогда эти потери за счет европейского рынка мы не восстановим», — уверен Александр Охрименко.

Хотя в сотрудничестве с Евросоюзом есть большой плюс — отношения находятся на более высоком уровне — Ассоциации, что дает Украине ряд дополнительных плюсов.

«Думаю, что Ассоциация выгодна с той точки зрения, что есть внешний надсмотрщик, который заставляет Украину делать необходимые структурные преобразования: борьба с коррупцией, строительство демократических институтов. Институциональные преобразования дают эффект при долгосрочной перспективе: улучшается бизнес-климат, снижаются риски экономики, активизируется инвестиционная деятельность, увеличиваются темпы экономического роста и улучшается жизнь населения», — перечислил Олег Устенко.

Эксперты отмечают, что, например, товары украинского машиностроения в странах Евросоюза не востребованы. И Украина, потеряв рынки сбыта своей продукции в России, европейский рынок в этом сегменте так и не освоила. Однако в аграрном секторе ситуация улучшилась. После утраты российского рынка сбыта украинская продукция за счет установления беспошлинных квот нарастила свой экспорт в ЕС с 20% до 33%. Одновременно наращиваются поставки в страны Африки и Азии.

«Когда начались процессы евроинтеграции, наши производители и экспортеры стали активнее коммуницировать непосредственно с поставщиками из разных стран, ездить на выставки и представлять отечественную продукцию. Теперь больше стран знают наши товары. Удалось диверсифицировать рынки. Тот факт, что украинскую продукцию покупает и сертифицирует Евросоюз, открыл для Украины рынки, на которых ранее мы не присутствовали. Например, раньше мы поставляли в Индию и Китай, сейчас торгуем еще с Кореей и Японией и рядом арабских стран. Азиатские рынки на сегодняшний день выбирают 45% украинского аграрного экспорта — это самый крупный потребитель нашей агропродукции. Плюсы от евроассоциации растут с каждым годом», — отметила UBR.ua аналитик аграрного рынка по вопросам экспорта УКАБ Дарья Гриценко.

Таким образом, открытие для Украины европейского рынка, хоть и не окупило полностью потери от утраты российского рынка, но дало массу непрямых выгод, которых с каждым годом становится все больше. Именно на эти плюсы и стоит акцентировать внимание пиарщикам МЭРТ, а не манипулировать статистикой и не выдумывать успехов там, где их нет, как в случае с торговлей с Канадой.

Алексей Ермоленко

Новини

Популярні теми форуму

analytics