Close button

Томос для Украины: как общины «переходят» в ПЦУ

Томос для Украины: как общины «переходят» в ПЦУ

Рада приняла закон о переходе и регистрации религиозных общин почти полмесяца назад, повідомляє Вести.

По всей стране вспыхнули очаги столкновений между верующими. Пока что ситуация не вышла из-под контроля, однако в ближайшем будущем возможны эксцессы.

Брат пошел против сестры

В УПЦ отмечают крайне низкий процент переходов. В обращении к Грузинскому патриархату настоятель Зверинецкого монастыря Киева схиархимандрит Иов (Грищенко) указал, что в ПЦУ перешли всего 0,2% священников УПЦ. Тем не менее конфликтные ситуации вспыхивают по всей стране. В выходные страсти кипели в селе Перегоновка Кировоградской области — это вотчина экс-нардепа от БЮТ Виктора Лозинского.

На сайте ПЦУ появилось сообщение о "присоединении" местной общины УПЦ. Но в Кировоградской епархии УПЦ все опровергли, показав видеообращение от верующих, на котором те голосуют за верность митрополиту Онуфрию.

"Ситуация сложная — священник УПЦ не хочет присоединяться. У него остается верная община из примерно 60 человек, — сказал сельский голова Перегоновки Владимир Козак. — При этом община, голосовавшая за присоединение к ПЦУ, составила около 160 человек. Мне, правда, сложно сказать, все ли эти люди являются прихожанами церкви, но это — община села".

Больше всего "горячих точек" на Волыни. Только за последние пару недель активисты местных общин и партий провели с десяток собраний, связанных с переходом общин в ПЦУ, — это городок Берестечко, села Скобелка, Броница, Ничогивка. Тут, как и в Кировограде, Волынская епархия ПЦУ поспешила объявить о переходе в их подчинение парафий. И в селе Ничогивка конфликт привел к силовому противостоянию. Более сотни человек сначала обступили настоятеля местного храма отца Тарасия Берника, потом стали обыскивать его, пытаясь заполучить ключи от здания.

При этом их поддерживал декан УПЦ КП Андрей Закидальский и сельский голова. "Увы, пролилась кровь — конфликт случился между родными братом и сестрой, — написал в "Фейсбуке" спикер Волынской епархии УПЦ Олег Точинский. — Брат поддерживал УПЦ КП, сестра — УПЦ. Как следствие, брат поднял руку на сестру и разбил ей нос".

"Вода наша, а не ваша"

Показательна ситуация в поселке Браилов (Винницкая обл.) — прямо в момент освящения воды на Крещение местный глава поселкового совета Валерий Резедент устроил "вечеринку" местной общине УПЦ. "Не дожидаясь окончания молебна, начал совершать хулиганские действия в отношении священника УПЦ Михаила Стеця, выкрикивать в микрофон, что никто его не приглашал, обзывать его "московским попом", — говорится на сайте Винницкой епархии УПЦ. — После появился у второго водоема. Его сопровождал священник ПЦУ Сергий из Жмеринки".

По свидетельствам очевидцев, оба стали выкрикивать: "Вода наша, а не ваша". "Голова выставил колонки, стал разгонять громкой музыкой весь молебен. Мы, вроде, и не против Томоса, но методы, которыми действуют власти, нечеловечные — этого мы принять не можем, — рассказал глава общественной организации "Граждане Браилова" Николай Трепака. — Тут понимают, что все происходящее имеет отношение к выборам — и ни женский монастырь, ни церкви в Браилове пока никуда не переходят".

Кстати, несмотря на это, два Браиловских храма — апостолов Петра и Павла, а также апостола Иоанна Богослова — уже числятся в Жмеринском благочинии на официальном сайте Винницкой епархии ПЦУ. На сайте Браиловского горсовета объявлено проведение круглого стола 30 января между духовенством, местной властью и гражданским «активом»: именно там решится конфессиональная принадлежность храмов, которые есть в населенном пункте.

Храмы "служебные"

Отдельный вопрос — "ведомственные" храмы, которые находятся на территории тюрем и военных частей. Еще в октябре 2018-го в Анастасиевском храме при Бучанской исправительной колонии №85 (Киев) произошел конфликт между священниками УПЦ и УПЦ КП, которые попытались "проникнуть" в храм.

"Узнав, что это клирики УПЦ КП, община тюремного храма стала на его защиту", — отмечает информационно-просветительский отдел УПЦ. С тех пор храм остается в ведении УПЦ.

А вот в Одессе из храма Кирилла и Мефодия УПЦ, находящегося на территории Военной академии, "попросили" его настоятеля протоиерея Сергея Дмитриева. Сам священник рассказал, что настоятелем храма был с 2002 года, полностью его восстановил."Он был в рабочем состоянии, велись уставные службы. А в 2018-м началось изменение отношения к церкви, православию. 14 августа на территорию не пустили духовенство и верующих, после этого не пускали уже никого, кроме меня. Потом перестали пускать уже и меня". По словам отца Сергия, сейчас с храма сняли табличку о его принадлежности к УПЦ, вместо нее повесили указатель "место для удовлетворения религиозных потребностей".

Свое видение ситуации описал его полный "тезка", священник Сергей Дмитриев из ПЦУ. "Он пришел в этот храм еще при Януковиче, когда такие вопросы решались буквально по звонку. Однако с началом событий на востоке ситуация изменилась: военные перестали ходить в храм УПЦ, кроме того, туда перестали пускать людей с улицы — все-таки это военный объект, — сказал Сергей Дмитриев. — Более того, отец Сергий едва ли не епархию там создал — вот ему и сократили, условно, контракт".

"Служите, где хотите"

Протоиерей Олег Точинский рассказывает, что на Волыни (как и, в принципе, по стране) для перехода в ПЦУ используют один и тот же сценарий. "В селе создают инициативную группу. Чаще всего это бюджетники — учителя, сотрудники исполкомов и т. п. Они идут по селу с опросом: "вы за какую церковь — украинскую или российскую?" Даже наши верующие на такой вопрос ответить не готовы, ведь он манипулятивен, и не каждый сможет грамотно сказать, что, мол, "российской" церкви в Украине не существует", — сказал Точинский.

По его словам, в разных населенных пунктах манипуляция выглядит по-разному: кое-где опрашивают всех без разбору, в итоге подписи "за ПЦУ" ставят даже представители протестантских церквей. "Им говорят: мол, подписывайтесь, вы ведь все равно ничего не теряете, — отметил Точинский. — Также свои подписи ставят несовершеннолетние".

Затем участники "инициативной группы" идут к главе села или ОТГ, подают списки и назначают собрание по "переходу прихода". Однако по уставу УПЦ в таком собрании должны участвовать члены общины. И собрание будет нелегитимно, если оно не проходит по инициативе приходского совета (и настоятеля, который и руководит общиной).

"На Волыни было всего два случая, когда священники УПЦ ровели переход в ПЦУ по всем правилам. И в обоих случаях УПЦ признает эти переходы", — говорит Точинский.

Юридически грамотным вариантом было бы введение общинами УПЦ фиксированного членства. Однако, по данным "Вестей", в ОГА блокируют такую активность УПЦ.

Примечательно, что в том же законе о церковном "рейдерстве", упростившем переход приходов (№4128), содержится норма о том, что община, теряющая приход, может все равно сослужить в приходском храме, договорившись с настоятелем-конкурентом. И в случае с храмом в Кировоградской области местное руководство видит вероятное решение проблемы в поочередном служении священников от УПЦ и ПЦУ.

"Нельзя ломать волю людей через колено. Если это примирит обе стороны, то это достойное решение", — сказал "Вестям" Владимир Козак. Но в большинстве "горячих точек" местное духовенство и руководство населенных пунктов препятствуют применению такого решения. По словам Точинского, еще ни в одном населенном пункте духовенство ПЦУ не пошло навстречу: "Мол, нечего выдумывать, тут делиться никто не будет — мы объединились, а вы служите где хотите", — поясняет Точинский. — Нашим священникам позволяют забрать из храмов только их личные вещи. Они в итоге оборудуют молельные комнаты у себя дома и приглашают паству туда".

"Ищите золото у Филарета"

Проверка наличия историко-культурных ценностей в Киево-Печерской Лавре, начатая в ноябре и установившая отсутствие восьми икон, деревянной чаши и креста, была не случайной и носила политический характер. По данным помимо УПЦ, в начале 90-х культурные ценности государство передавало и другим деноминациям.

"В частности, иудеям — однако им проверок никто не учиняет", — сказал нам собеседник в церковных кругах. По его сведениям, документы о приеме культурных ценностей подписывал патриарх Филарет, в тот момент — митрополит Киевский и всея Украины, глава УПЦ.

"Есть данные, что, уходя из УПЦ, он вывез из Лавры большое количество золотых предметов, икон. Среди них могли быть и предметы, которые передавало УПЦ государство. Всего три ведра золота, — сказал наш собеседник. — Поэтому я рекомендовал бы искать пропажу где-нибудь на Пушкинской, 36 (резиденция бывшего патриарха УПЦ КП Филарета. — Авт.)".

Тарас Козуб

Новини

Популярні теми форуму

analytics