За что в Украине любят Лукашенко
Сегодня внимание Украины приковано к событиям в соседней Беларуси. Но было бы лукавством утверждать, что наше общество поголовно сочувствует белорусскому протесту, повідомляє 24 канал.
Когда речь заходит о самых популярных в Украине зарубежных политиках, Александр Лукашенко неизменно оказывается в фаворитах. Согласно опросу группы "Рейтинг", прошлой осенью к Бацьке относились положительно 66% респондентов, а отрицательно – лишь 15%. Другие иностранные лидеры привлекали украинцев меньше: вплоть до главного аутсайдера Владимира Путина, который нравился только 15% и отталкивал 71%. Причем складывается впечатление, что рекордная антипатия к российскому вождю и рекордная поддержка белорусского – две стороны одной медали.
Так уж повелось, что нелюбовь к Путину у нас отождествляют с нелюбовью к диктатуре. Считается, что Украину отвращает соседский вождизм, подавление демократических свобод, пренебрежение к правам человека, цензура в СМИ и пресловутые духовные скрепы.
Проблема в том, что в душе множеству украинцев импонирует все перечисленное. Их привлекает железобетонная вертикаль власти, ассоциирующаяся со стабильностью и достатком. Их манит антидемократизм, позволяющий не считаться с интересами сограждан; и цензура, позволяющая затыкать согражданам рты. Они не прочь переложить всю ответственность за судьбу государства на одного волевого лидера, решающего любые проблемы в ручном режиме.
Однако латентный путинизм приходится вытеснять в глубины подсознания и скрывать не только от окружающих, но и от самих себя. Потому что Путин – враг. А положительно оценивать врага – не комильфо. Одобрять вражеские методы – стыдно. Хвалить вражеские порядки – зазорно. Особенно после 2014 года, когда всякая позитивная оценка российского режима стала выглядеть предательством. Заодно с внешней политикой Кремля мало-мальски патриотичный украинец должен осуждать внутреннюю.
И тут на помощь приходит белорусский президент, у которого все в порядке и с внутренним, и с внешним курсом. Подобно Владимиру Владимировичу, Александр Григорьевич антидемократичен, консервативен и скор на расправу. Но, в отличие от Владимира Владимировича, он не сидит в Москве, не захватывает Крым, не посылает боевиков на Донбасс – и не придерживается однозначно прокремлевской позиции в украино-российском конфликте.
По сути, Лукашенко для наших соотечественников – это нестыдный Путин. Путин, которого не зазорно поддерживать в воюющей стране. Путин, не вынуждающий украинцев подавлять собственные авторитарные настроения.
Белорусская диктатура служит отдушиной для всех, кто поневоле осуждает ее российский аналог. Деспотичного Бацьку можно уважать, оставаясь патриотом. Его можно хвалить, не прослыв "ватником" и "совком". Многие обличители Кремля уверены, что альтернативы соседскому лидеру нет, и что железная воля Лукашенко спасает Беларусь от полного поглощения Россией. Хотя их идейные антиподы, тоскующие по СССР и считающие россиян братским народом, любят Лукашенко ничуть не меньше.
Читайте также: Лукашенко об объединении РФ и Беларуси
Правда, в самой Беларуси любовь к Бацьке почему-то стремительно слабеет. И не факт, что, увидев на Банковой точную копию Александра Григорьевича, его украинские сторонники остались бы довольны. В конце концов, диктатурой всегда удобнее любоваться с безопасного расстояния.