Close button

Уроки Бейрута: что в Украине с аммиачной селитрой

Уроки Бейрута: что в Украине с аммиачной селитрой

Прошло уже две недели как в порту Бейрута взорвалось три тысячи тонн аммиачной селитры, разрушив несколько районов ливанской столицы, забрав жизни 130 человек и причинив ущерб более чем в 3 млрд. долларов, повідомляє Вести.

Украина не может позволить себе игнорировать эту трагедию, так как в нашем сельском хозяйстве аммиачная селитра чрезвычайно востребована. Однако пока она дойдет до каждого отдельно взятого фермерского хозяйства, этот взрывоопасный продукт должен пройти сложную транспортную цепочку. Тут-то и заложена мина замедленного действия, так как торговлей аммиачной селитрой в Украине на сегодняшний день может заниматься практически любой желающий.

Украина ежегодно потребляет более 2 миллионов тонн аммиачной селитры. Преимущественно – агросектор. Почти половина этого объема – это импорт, что, в свою очередь, негативно сказывается и на отечественной экономике (внутреннее производство постоянно сокращается), так и на уровне безопасности. Украинские заводы могли бы удовлетворить 100% спроса на аммиачную селитру, но все упирается в вечный вопрос цены на природный газ или аммиак. Турция, Грузия, Румыния, Болгария, имея более плотную кооперацию с компаниями из РФ, пользуются преимуществами открытого украинского рынка и поставляют нам свою аммиачную селитру незначительно, но все же дешевле. Однако это – отдельная большая тема.

Другой вопрос – а что с условиями хранения, транспортировки, перевалки аммиачной селитры в портах? Премьер-министр Денис Шмыгаль не так давно заявил, что до 15 сентября должны быть проведены все проверки и Кабмин сделает соответствующий финальный доклад. Рабочей группе сложно позавидовать. Ведь вывод и так очевидный – практически все украинские порты не заточены под прием такого опасного груза. Большинство портов, через которые сегодня идёт около 70% всего импорта аммиачной селитры в Украину, не имеют ни специального оборудования, ни специализированных складов для хранения аммиачной селитры. В отличие, кстати, от предприятий по производству аммиачной селитры, где контроль за соблюдением всех необходимых стандартов, как правило, на порядок выше.

Перевалкой и транспортировкой занимаются в лучшем случае так же, как перегружают и транспортируют обычные минеральные удобрения. Кстати, экономия на безопасности – еще один способ дать рынку более привлекательную цену, и многие импортеры могут этим злоупотреблять. Проблема еще и в том, что контроль остается очень слабым. Фактически можно говорить, что мы имеем дело со слабо контролируемым оборотом аммиачной селитры в Украине. В первую очередь – импортной. И даже ужасающие кадры взрыва в Бейруте не сильно повлияли на ситуацию.

Доподлинно неизвестно какой доклад ляжет на стол премьеру и президенту в середине сентября. Очевидно, что бизнес, заинтересованный в сохранении «вольницы», уже ищет способы повлиять на работу и выводы комиссии. Слишком много игроков, незаинтересованных в ужесточении правил игры, даже если цена халатности или осознанного игнорирования норм безопасности – человеческие жизни. Яркий тому пример – ситуация в порту «Южный», когда ни акции активистов, ни сотни сообщений в СМИ, ни внимание к проблеме министерства инфраструктуры, никак не повлияло на нахождение там десяти тысяч тонн аммиачной селитры. Стороны, выражающие недовольство, вынуждены были удовлетвориться сухими заверениями администрации порта в соблюдении всех необходимых норм хранения и правил безопасности.

Selitra-5.jpg

А вместе с тем, как показал взрыв в Бейруте, одно из самых слабых мест – это именно порты. По-хорошему, их нужно серьезно модернизировать под задачи приема и хранения подобного товара. Не соответствуешь нормам – не принимаешь аммиачную селитру. Принимай и переваливай всё, что угодно, но только не взрывоопасный товар.

Морской способ транспортировки аммиачной селитры, как известно, является самым опасным, так как при морских перевозках, для которых характерна повышенная влажность и перепады температур, происходит известный многим химикам процесс слёживания аммиачной селитры. Это – прямая дорога к взрыву, если добавляется еще какой-то фактор. Чаще всего – какой-либо источник огня, роль которого в Бейруте выполнила не то сварка, не то сигаретный окурок. Кстати, еще не так давно селитру нельзя было транспортировать на расстояние более 600 км именно ввиду ее способности к слеживанию. Теперь же на это закрывают глаза.

Нужно очень серьезно пересматривать подходы к транспортировке этого товара железнодорожным и наземным транспортом. К хранению на сотнях складов по всей стране, многие из которых находятся в непосредственной близости от мест проживания людей. Иными словами, Бейрут вскрыл проблему, разобраться с которой в Украине на данный момент практически невозможно. Не потому, что это невозможно в принципе, а потому, что это потребует слишком долгой и кропотливой работы, которая, как уже было сказано выше, затронет интересы большого количества влиятельных лиц и бизнесов.

В этом не заинтересованы владельцы и администрации крупных портов. Не заинтересованы аграрные холдинги, которые будут бороться за возможность даже минимальной экономии на импортной аммиачной селитре. Не заинтересованы компании, занимающиеся импортом аммиачной селитры, а также компании, занимающиеся её перевозкой. Явно не в восторге от любых дополнительных мер контроля и ограничений будут и иностранные производители, которые заинтересованы в первую очередь наращивать поставки своей продукции в Украину, и не сталкиваться тут с дополнительными барьерами.

Остается не так уж и много шансов, что безопасность может быть поставлена на первое место, и что Кабинет министров инициирует действительно масштабный пересмотр правил игры.

Если отбросить лирику, то на столе у правительства может быть три разных решения. Первый – при котором вводится полный запрет свободного ввоза импортной аммиачной селитры и жесткий контроль внутреннего производства по примеру той же Турции. Второй – оставить всё как есть с традиционной надеждой на лучшее.

Читайте также: Шмыгаль рассказал о проверках хранения селитры

Третий способ – планомерно и методично навести порядок в этой сфере. За год-полтора это возможно сделать. Вопрос только в том, кто реально может стать драйвером такого сложного и кропотливого процесса внутри украинской власти.

15 сентября, в обозначенный Денисом Шмыгалем срок, и увидим какой из трех возможных вариантов все-таки решило избрать правительство.

Новини

Популярні теми форуму

analytics