Close button

Украина смещает фокус с США на Великобританию

Украина смещает фокус с США на Великобританию

Украину начинают встраивать в геополитическую конструкцию под патронатом Британии, повідомляє Вести.

Чрезвычайно насыщенная внешнеполитическая активность президента Владимира Зеленского в октябре закончилась в аккурат к финишной прямой местных выборов в Украине.

Всего за 9 дней официальный Киев совершил интенсивный дипломатический марш-бросок из Великобритании в Турцию, транзитом проведя переговоры с Польшей. Такой набор и последовательность международных контактов вовсе неслучайны. Есть все основания считать, что Украину начинают встраивать в геополитическую конструкцию под патронатом Великобритании.

Анализируем: зачем Украине смещать фокус с Вашингтонского обкома на Туманный Альбион, какова наша роль в новых геополитических конструкциях, и при чем здесь пункт о Будапештском меморандуме в "5 вопросах" Зеленского.

Зеленский и знакомство с новым Бондом

Мы уже разбирали практические итоги поездки лидера Украины в Великобританию 7-8 октября, анализировали результаты визита в Украину президента Польши 11-13 октября, и отслеживали вояж Зеленского в Турцию 16 октября.

Внешнеполитические контакты официального Киева де-факто очертили своеобразную геополитическую ось Лондон – Варшава – Анкара. Важной деталью и своеобразной отправной всей дипломатической активности официального Киева в этом треугольнике можно считать встречу Владимира Зеленского с новым руководителем британской внешней разведки Ричардом Муром.

Факт проведения встречи в офисе МИ-6 подтвердил сам Зеленский. Стоит отметить, что сторонники действующей власти преподнесли данный факт как "перемогу", мол, такое внимание со стороны британской спецслужбы – это беспрецедентный случай и мощный сигнал поддержки Украины. Впрочем, не всякий лидер государства позволял себе столь яркую девальвацию "дипломатической субординации", опускаясь до вызова в приемную МИ-6.

Фигура Ричарда Мура является весьма показательной, и его назначение главой внешней разведки Великобритании именно сейчас вовсе не случайное. Мур родился в Ливии, обладает богатым опытом службы в разведке, где его карьера началась еще в 1987 году, и не менее внушительным багажом дипломатической работы.

Читайте также: Что кроется за "международными победами" Зеленского

Новый руководитель МИ-6 был послом во Вьетнаме, Пакистане, Малайзии и дважды в Турции (в первую каденцию с 1990 по 1992 год). Вторая каденция дипслужбы в Анкаре пришлась на 2014-2017 года – период фундаментального улучшения отношений между Турцией и Великобританией. Мур свободно владеет турецким языком, иногда даже пишет на нем посты в Twitter и ранее заявлял, что является страстным поклонником футбольного клуба "Бешикташ".

"Это отличное назначение. Мур имеет огромный опыт работы с важными союзниками. Я с нетерпением жду, чтобы наша стратегия развивалась", – так охарактеризовал кадровую ротацию в МИ-6 председатель комитета по иностранным делам, глава международного комитета парламента Соединенного Королевства Том Тугендхат.

Дальнейший трехдневный визит в Киев президента Польши Анджея Дуды и финальный вояж украинского лидера на переговоры с главой Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом зафиксировали связующую роль Украины в новой политике Британии по восстановлению своего влияния на Ближнем Востоке и не только.

Важным символическим итогом завершившегося 16 октября внешнеполитического спринта Владимира Зеленского стало внесение в перечень "5 вопросов" президента пункта о Будапештском меморандуме. Но к этому мы вернемся чуть позже.

Фактор дружбы с Эрдоганом

Связующие нити геополитического моста Лондон – Анкара можно оценивать на различных исторических этапах. Однако, чтобы не уходить в дебри истории, отметим, что важнейшей общинной реперной точкой в недалекой ретроспективе, стало крушение евроинтеграционного курса Турции и попытка военного переворота против режима Эрдогана в 2016 году.

Сворачивание долгоиграющей и не особо перспективной политики евроинтеграции Эрдоган весьма емко сформулировал в выступлении 7 ноября 2016 года. "Запад не сделал ничего хорошего для Турции, которую вот уже на протяжении 53 лет заставляют ждать у дверей ЕС", - заявил лидер Турции.

После попытки переворота окончательно испортились традиционно очень тесные турецко-американские отношения. Анкара обвинила Вашингтон в причастности к подготовке переворота и укрывании лидера заговорщиков Фетхуллаха Гюлена.

Британия стала единственной из лидеров стран – членов ЕС, которая продемонстрировала высокий уровень солидарности с властью Эрдогана в критический момент. Во время периода нестабильности, вызванного переворотом, вышеупомянутый британский посол Ричард Мур организовал визит в Турцию тогдашнего главы МИД, а нынче премьера Великобритании Бориса Джонсона.

На фоне охлаждения отношений ЕС с режимом Эрдогана, Великобритания и Польша продемонстрировали особую солидарность с официальной Анкарой. Например, первым заграничным визитом Эрдогана после неудавшегося военного переворота стала именно Варшава. Чем сильнее обострились отношения Турции с США, и все более нерукопожатным в ключевых европейских столицах становился Эрдоган, тем активнее крепли отношения Анкары с Варшавой и Лондоном.

Британия является вторым по величине торговым партнером Турции после Германии с объемом торговли 23,7 млрд долларов. В Турции действуют более 2,5 тыс. британских компаний, включая такие гиганты как: British Petroleum, Vodafone, Unilever, BAE Systems, HSBC, Aviva и Diageo. Еще в июле текущего года Лондон и Анкара заявили о скором завершении работы над соглашением о зоне свободной торговли.

Кроме того, британцы заинтересованы в совместной разработке недавно открытого турками очень крупного газового месторождения в Черном море.

Турция является ключом Великобритании к расширению влияния в Черноморском регионе и на Ближнем Востоке. Очень важным элементом выстраивания геополитического и геоэкономического моста Лондон – Анкара является регион Восточной Европы, где главным связующим звеном выступает Варшава.

И здесь мы подходим к части сценария, где прописана непосредственная роль Украины.

Два треугольника "Маршалла"

С 2014 года в Украине был очень распространен тезис о том, что нам нужен некий "план Маршалла", по аналогии с финансовой программой США по восстановлению экономик европейских стран после Второй мировой войны. И Украина получает свой "план Маршалла", только не в виде финансовой помощи, а в виде концепции "двух треугольников", описанной в 2015 году Черноморским фондом регионального сотрудничества (ЧФРС), который является проектом Немецкого фонда Маршалла (США).

Читайте также: Усиление западного влияния: встреча Зеленского и Ми-6

Отправной точкой в концепции американского фонда является "революция Евромайдана и российская агрессия против Украины в 2014 году", которые, по мнению авторов, "привели к огромным тектоническим сдвигам в Черноморском регионе".

В концепции описана стратегия наращивания влияния регионального треугольника Турции – Польши – Румынии, за счет влияния и использования ресурсов "малого треугольника" Украина – Грузия – Молдова.

"Одним из ключевых элементов в продвижении такого сотрудничества между Анкарой, Бухарестом и Варшавой могли бы стать их совместные действия с Грузией, Молдовой и Украиной, что послужило бы двигателем кооперации между странами Восточного партнерства. Взаимодействие польско-румыно-турецкого треугольника с вышеупомянутыми тремя странами Восточного партнерства позволило бы им усилить свое влияние в Черноморском регионе через "совместное использование ресурсов" и добавило бы потенциал их союзу", – указано в аналитическом материале фонда США.

Возможно, после отступления США с мировой арены как всесильного гегемона в неких рамках приблизительный проект берется реализовывать Великобритания. Выходя из ЕС через механизм Brexit и избавляясь от послевоенного статуса младшего партнера США в "Атлантической унии", Лондон начинает самостоятельное геополитическое плавание.

И здесь мы подходим к разгадке появления в "5 вопросах" от президента Зеленского пункта о Будапештском меморандуме и необходимости подписания зоны свободной торговли между Украиной и Турцией. Ранее подробно разбиралась суть соглашения о ЗСТ между Киевом и Анкарой. Вопреки заведомо невыгодным условиям и принципиальной несовместимости торговых приоритетов двух стран, официальный Киев уже 8 лет ведет переговоры о подписании де-факто невыгодного документа.

Это соглашение нужно не Украине, а Великобритании и Турции. Таким образом, имея рабочие ЗСТ с Лондоном и Анкарой, Киев станет частью транзитного "плеча" между двумя экономиками. Вопреки как бы выгодному транзитному положению, Украина, тем не менее, становится не посредником, а спонсором экономического проекта Великобритании и Турции.

В геополитическом смысле намеки на смену внешнеполитического патрона относятся, казалось бы, к не имеющему ко всему этому отношения, пункту из "опроса Зеленского" о Будапештском меморандуме. В условиях ухода США от роли глобального "большого брата", Великобритания становится ключевым гарантом суверенитета, безопасности и территориальной целостности Украины, согласно "сакральному" для Киева Будапештскому меморандуму.

В последнее время, президент Владимир Зеленский публично заявлял, что его не устраивает состав "нормандского формата". Вполне вероятно, что в скором времени мы станем свидетелями инициативы официального Киева о расширении или переформатировании "нормандской четверки" с предложением включить туда официальный Лондон.

Роман Губриенко

Новини

Популярні теми форуму

analytics