Close button

Москва поможет. В чем заключается план Лукашенко

Москва поможет. В чем заключается план Лукашенко

Наблюдаем ли мы сейчас последние дни Александра Лукашенко? Думаю, что в данном случае ситуация будет немного другой, повідомляє НВ.

В Кремле думали линейно: Лукашенко надо максимально ослабить, чтобы он был максимально покладистый, чтобы в конечном счете после выборов он согласился на все условия, которые отверг перед выборами. И мне кажется, что в этом заключается ключевая цель Москвы вокруг выборов в Беларуси.

Не исключаю, что для того, чтобы пощекотать нервы Лукашенко, были направлены бойцы ЧВК Вагнера в Беларусь, те, которых потом задержали, и боюсь, что те, которых не задержали. В Москве это умеют, у них надо «поучиться», как создавать проблемы в странах, тем более, в стране, которая пронизана пророссийскостью, где Россия воспринимается как дружественная братская страна. Поэтому здесь никакой интриги не было, и до сих пор нет.

Уже не от одного человека я слышал такую логику, что, мол, зачем Лукашенко себе «нарисовал» 80% голосов на президентских выборах. Он мог написать себе 54% — против 45% (за оппозиционного кандидата), и сказать, мол, была борьба, но, видите, я победил в честной борьбе. И аргументов, которые есть сегодня у так называемой оппозиции, было бы гораздо меньше. Но. Здесь надо учитывать его стиль руководства. Он — человек-победитель в собственных глазах. Он считает, что именно так, как руководил страной четверть века — это то, что нужно для нее. Поэтому ему нужна была эта же цифра уверенной победы для того, чтобы сказать: «Мой курс поддерживается. Я должен этим курсом идти дальше, потому слушайтесь меня еще следующий президентский срок». Но, видимо, в том и заключался ключевой просчет, что четверть века — это много для любого политика. Эта большая ошибка будет стоить ему серьезных баллов.

У Лукашенко психотип такой, что он не откажется от президентского поста. Мне приходилось быть в составе делегаций на высшем уровне, и непосредственно я участвовал в переговорах и видел Лукашенко. Это человек — очень решительно настроенный, который умеет ставить перед собой цель и напролом к ней идти. Это человек упрямый, умеющий по-простому общаться с людьми, а это превращается в тираническое общение. Мне рассказывали белорусские коллеги, на заседаниях, которые он проводит, муху можно услышать, и все его реально боятся.

Это авторитарно-садистский стиль руководства, и все это знают. А те ужасные истории, которые случались с его оппонентами ранее, для всех являются серьезным уроком. Этой своей линией он приучил всех, что «может быть так, как я сказал». И это сейчас, с одной стороны, завело его в тупик, а с другой — дает нам, наблюдателям и аналитикам, возможность подумать, а что будет дальше.

У меня абсолютно четкое впечатление, что дальше не будет ни шагу назад с его стороны, и он будет свое продавливать до последнего момента. Здесь он мне немножко Слободана Милошевича напомнил. Пожалуй, среди европейских политиков, я последний, кто его видел еще до активной фазы американской операции. Тогда я в компании министров обороны и иностранных дел — Александр Кузьмука и Бориса Тарасюка был в Белграде, и это была последняя попытка убедить его (вывести войска из Косово, чтобы избежать военного наказания со стороны НАТО и остановить бомбовую кампанию — ред). Милошевич был абсолютно непреклонен как сейчас Лукашенко, и чем это закончилось — мы все знаем.

Действительно ли мы сейчас наблюдаем за последними днями Александра Лукашенко? Думаю, что в данном случае ситуация будет немного другой, несмотря на то, зачем Москве ослабленный Лукашенко. Для того, чтобы окончательно поставить Беларусь под свой контроль. И поэтому Москва поможет… Эта информация, которую мы читали сегодня утром свидетельствует о том, что решение о помощи уже, наверное, принято. Теперь надо найти правильный повод, чтобы его применить. Одним из них являются вчерашние заявления о том, что НАТО «Звенит гусеницами у наших ворот». Это уже — признаки того, что готовится заявление, что «для обеспечения безопасности союзного государства, восстановления общественного порядка» «Бацька» обратится, как в свое время обращался Виктор Янукович, к России за помощью. И эта помощь в виде «вежливых человечков» немедленно прибудет, и на том процесс демократизации закончится. К сожалению в Беларуси пока нет тех лидеров, оппозиционной структуры, которая могла бы повести людей к победе. Пока это не закончится в пользу протестующих.

Возможен ли в таком случае «румынский вариант»? В жизни возможно все, но думаю, что у «Бацьки» еще довольно много внутренних резервов (органы безопасности, правоохранительные органы, армия). Репрессивная машина работает интенсивно. А учитывая неорганизованность оппозиции, он в седле удержится. Здесь правы коллеги, которые говорят, что его легитимность будет минимальной. Но, к сожалению, белорусское общество еще во многом постсоветское, «пролукашенковское», большая часть белорусов выступает за сытую стабильность, относительную безопасность и более или менее нормальную инфраструктуру. Этим сейчас Лукашенко и активно хвастается, рассказывая, что он не дал расцвести олигархам, что он убрал бандитов с улиц, люди могут безопасно себя чувствовать.

Поэтому, политические свободы, то, к чему мы уже привыкли, у белорусов еще впереди. Нас ждет довольно печальная история. Люди в Беларуси слишком зависимы от государства. Частный бизнес слаб. Ключевые предприятия, на которых работают десятки тысяч людей, государственные. Здесь у Лукашенко много инструментов, которыми он может пользоваться, чтобы сдерживать протесты. У оппозиции, которая является достаточно условной, нет финансирования, плана действий. А при поддержке Москвы Лукашенко преодолеет эти опасности для себя, и еще некоторое время мы будем наблюдать за его бурной деятельностью в рамках союзного государства.

Владимир Огрызко, украинский дипломат, министр иностранных дел Украины с 2007 по 2009 год

Читайте также: Лукашенко наградил силовиков

Новини

Популярні теми форуму

analytics