Close button

Момент истины для Беларуси

Момент истины для Беларуси

Протесты, охватившие Беларусь после сфальсифицированных президентских выборов, развиваются — массовые демонстрации уступают место более разрозненным мобилизациям по модели, впервые примененной в Гонконге. Поскольку такие «подвижные» протесты возникают спонтанно и быстро собирают огромное количество участников, государству намного труднее их подавить, повідомляє Новое время.

Но это может не иметь значения, потому что власти также меняют свой подход, заменяя чисто оборонительную тактику наступательными мерами, направленными на запугивание. После подавления первых протестов в воскресенье и понедельник полиция выстроилась вдоль улиц Минска, блокировала многие районы и выборочно останавливала проезжающие машины, чтобы задерживать и избивать их водителей.

Только по счастливой случайности я избежал подобной участи вечером 11 августа, когда ехал автостопом по Минску. С тех пор я был свидетелем множества избиений и зафиксировал множество случаев, когда силовики разгоняли протестующих с применением огнестрельного оружия, а также документировал травмы, причиненные ими в результате вольного использования резиновых пуль.

Очевидно, что силовики вытаскивают водителей из автомобилей, чтобы на их примере запугать остальных. Выбор жертв может быть даже стратегическим, по крайней мере, в тех случаях, когда полиция останавливала молодых людей, которые могли бы присоединиться к протестам, если из них эту идею не выбить.

Акции протеста разошлись по нескольким местам Минска, в том числе по Пушкинской, микрорайону Каменная горка и торговому центру «Рига», где возводили баррикады. Эти три места стали своего рода трехсторонней площадью Майдана — центром протестов 2014 года в Киеве, в результате которых был свергнут президент Украины Виктор Янукович.

На третий день протестов территория вокруг Пушкинской была покрыта цветами в память о жертвах, которые были избиты и расстреляны. В то время как полиции удалось заблокировать перекресток со всех сторон во вторник, к среде группа протестующих женщин захватила этот район.

Среда была моментом истины, и большинство демонстрантов, похоже, не испугались официального насилия. Женщины взяли на себя инициативу, организовав большую демонстрацию «Хватит нас бить». Они выстроились вдоль проспекта Независимости, главной улицы Минска, раскинув руки в знаке победы/мира. Проезжающие водители сигналили в поддержку. Некоторые женщины мужественно простояли там весь день.

Женщины также проводили более мягкую и плавную форму протеста на различных городских площадях, вместо того, чтобы провоцировать прямую конфронтацию с полицией, вооруженной дубинками и оружием. А врачи протестовали перед больницами, одетые в белые халаты и державшие транспаранты с призывами положить конец насилию со стороны государства.

В обоих случаях эта тактика была разработана для того, чтобы обострить моральное различие между двумя сторонами, задав неявный вопрос силовикам: «Вы нападете и на нас? Вы и нас побьете?». ОМОН, не зная, что делать, мало что и делал. И когда они все же попытались выступить против женщин, занимающих перекресток у метро «Пушкинская», то не посмели напасть в открытую. По Минску автомобили намеренно едут со скоростью всего 20−30 километров в час, чтобы создавать пробки и заблокировать работу полиции.

Протестное движение быстро научилось предвидеть тактику полиции и мирно реагировать, несмотря на эскалацию насилия со стороны сил безопасности. Примерно в 2 часа ночи в среду я увидел десятки бронированных автомобилей и автобусов, полных ОМОНа, и, по оценкам, около 7000 человек уже были арестованы, а значит и избиты, в том числе несколько десятков журналистов. В Гомеле арестовано столько людей, что их содержат под стражей в машинах милиции из-за нехватки места. В создаваемой жаре погиб один молодой человек.

Силы безопасности теперь также используют против протестующих боевые патроны. В отличие от Украины в 2014 году, где наемные бандиты в штатском нападали на протестующих на Майдане, эту задачу взяла на себя белорусская полиция. Многие демонстранты подозревают, что в рядах белорусской милиции есть войска, присланные из России, но я не могу этого подтвердить.

Ясно, что характерные для белорусского президента Александра Лукашенко грубые методы плохо приспособлены к этим новым формам протестов. Его режим не готов к появлению женщин и врачей-демонстрантов, как не был готов к широкой популярности президентской кампании, которую возглавила его конкурентка Светлана Тихановская. Ни Лукашенко, ни его соратники не знали, что делать с Тихановской, поэтому они прибегли к отключению Интернета и закрыли стадионы, на которых она должна была выступать.

Однако после выборов оппозиция может взять верх. Поскольку протесты продолжаются на этой неделе, многие полицейские сняли форму и заявили, что не будут жестоко обращаться с согражданами. Точно так же в Гродно, когда аппаратчик режима пытался организовать рабочих, чтобы они провозгласили свою поддержку Лукашенко, все вместо этого выкрикивали имя Тихановской. Это мнение, похоже, широко поддерживают, судя по тому факту, что работники некоторых крупнейших заводов страны, включая БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ и азотные заводы, а также рабочие-транспортники объявили забастовку.

Такие приметы должны пугать Лукашенко. В любом политическом восстании победа оппозиции близка, когда собственные официальные лица и сторонники режима начинают выходить из рядов. А теперь министр внутренних дел Юрий Караев, восхваляя силы безопасности, сказал, что он «берет на себя личную ответственность и приносит свои извинения тем, кто был ранен, случайно оказавшись на месте протестов».

Более того, в связи с закрытием кафе и рабочих мест в результате протестов государству вскоре придется столкнуться с экономическими последствиями отключения Интернета. Сектор информационных технологий является флагманом экономики страны и может когда-нибудь превратить Беларусь во вторую Эстонию. Но этого не произойдет, если самые талантливые люди уедут из страны, потому что не могут выйти в Интернет.

Читайте также: Режим шаток, как никогда. Мир говорит о Беларуси

В любом случае мирные акции протеста продолжатся. Я только что был свидетелем того, как женщины, одетые в белое, шли по проспекту Независимости с цветами в руках. Как и многие другие здесь, они больше не боятся. Белорусы не позволят себя запугать даже в условиях де-факто военного положения. Они отказываются подчиняться президенту, чьи усилия по умиротворению населения после выборов стоили ему оставшейся легитимности.

Славомир Сераковский

Новини

Популярні теми форуму

analytics