Close button

Что принесет Украине приезд айтишников из Беларуси

Что принесет Украине приезд айтишников из Беларуси

Еще совсем недавно IT-специалисты жили в Беларуси очень хорошо: сконцентрированные в специальной офшорной зоне («Парк высоких технологий», ПВТ) под плотной опекой государства, они имели долларовые зарплаты в пять-семь раз выше средних по стране и самые разные льготы. Но все изменилось 9 августа: после выборов с очень сомнительным результатом и последовавших массовых протестов белорусские омоновцы быстро показали, кто в стране хозяин, повідомляє Деловая столица.

Бежать из Беларуси

Избитых и искалеченных сотрудников HR-менеджеры IT-компаний в прямом смысле собирали по тюрьмам и больницам, не зная, кого оплачивать им в первую очередь – травматологов или психологов. В ответ белорусские айтишники начали отказываться работать с государством и готовиться к эмиграции – причем в срочном порядке. Это подогревалось и тем, что под раздачу попали также и топ-менеджеры, и учредители вполне успешных белорусских IT-компаний. После задержаний в прямом смысле ни за что и жестоких избиений в СИЗО патриотизма у многих резко поубавилось.

Вооруженные силовики также наведались с обысками в минские офисы «Яндекс» и Uber. Зачем – непонятно, но дубинками там оприходовали многих. Кроме того, в Беларуси сперва на три дня вообще отключили интернет, а с тех пор он работает с серьезными перебоями. Понятно, что это – тоже прямой убыток для IT-компаний. Наконец, почти все белорусские айтишники работают по контрактам с зарубежными заказчиками (в основном – европейскими и американскими). И после драматических событий 9-13 августа эти заказчики (и инвесторы белорусских IT-компаний) начали заявлять, что не могут продолжать сотрудничество по этическим соображениям – не хотят поддерживать диктатуру.

После обысков в указанных компаниях свой офис в Минске решила временно закрыть Rakuten, владелец мессенджера Viber. Его гендиректор Джамел Агауа заявил, что из-за внезапных обысков «решили эвакуировать офис ради безопасности». По его словам, если ситуация не улучшится, Viber не будет больше инвестировать в Беларусь: «Мы не можем инвестировать в страну, где люди живут в страхе».

Большую часть белорусских сотрудников Viber было решено передислоцировать в украинский центр разработки. Также в Украину спешно начали перебираться другие IT-компании, прежде всего иностранные, работавшие в Минске. За ними стали готовиться к релокации уже IT-компании с белорусскими корнями, а также отдельные специалисты со своими семьями. Телеграм-чат живущих в Украине белорусов буквально за пару суток разросся вдвое и наполнился вопросами по поводу жизни в Украине, аренды жилья и т.п.

Из общения с людьми было понятно, что Украину выбирают именно по соображениям свободы, а вовсе не по меркантильным. «Лукашенко пугал белорусов Майданом. Но сейчас я нахожусь в стране, пережившей Майдан, — здесь очень спокойно и можно ходить по улицам, не опасаясь, что тебя посадят или изобьют. Я могу спокойно сидеть в парке, не боясь, что из кустов ко мне выйдет кагэбэшник и попросит проехать с ним. Только в Украине я поняла, что отвыкла от свободы», – рассказывала журналистам бежавшая из Беларуси девушка.

Впрочем, о своей будущей жизни переезжающие именно в Украину IT-специалисты тоже думают.

«Надо понимать, что за последнее десятилетие в среде белорусских IT-специалистов произошло очень четкое расслоение. Те, кто имел достаточно высокий профессиональный уровень, был без семьи, но с идеальным английским – уехали на Запад. Те, кто остался, получили вполне определенный уровень жизни, намного выше среднего. На $2,5-3,5 тыс. в месяц (средняя зарплата в компьютерных компаниях) даже в очень дорогом Минске можно было нормально жить и семью содержать, – рассказал "ДС" белорусский программист Алесь Корниенко, по его словам, уже "сидящий на чемоданах" перед переездом во Львов. – А теперь, когда стало понятно, что Беларусь перестала быть "раем для айтишников", те же люди оценивают: где они при том же доходе смогут иметь аналогичный уровень жизни? Им выпадают Украина, Литва и Польша. Но только в Украине нет языкового барьера и европейских иммиграционных требований».

По его словам, в Украине есть несколько регионов, в которых охотно готовы принять белорусских компьютерщиков. Кроме Киева, это Львов, Днепр, Харьков и Одесса.

Украине на пользу

14 августа, когда стало очевидно, что белорусские компьютерщики намерены «рвать когти» именно в Украину, вице-премьер-министр — министр цифровой трансформации Михаил Федоров написал на своей странице в Facebook, что Кабинет Министров Украины обеспечил возможность иммиграции в нашу страну пяти тысячам белорусских ІТ-специалистов.

«5 тыс. квот распределены по областям Украины, в которых сосредоточено наибольшее количество ІТ-компаний. Днепропетровская, Одесская и Львовская области могут привлечь по 600 специалистов, Харьковская — 700, а город Киев получил 2,5 тыс. квот», — написал Федоров.

Он сразу дал подсказку тем, кто уже покупает билет до Киева: чтобы украинская компания могла пригласить на работу белоруса, из документов ему нужны только копии паспорта с заверенным переводом и цветное фото 3,5х4,5. Затем компания обращается с заявлением в центр занятости, к которому прилагает копии паспорта иностранца, фото и проект трудового соглашения с ним. За пять-семь дней центр занятости выдает разрешение на работу. Чтобы воспользоваться квотами, специалисты, уже проживающие в Украине, могут подать свои документы в территориальное подразделение Государственной миграционной службы по месту регистрации, а иностранные специалисты за границей — в консульские учреждения Украины.

«Мы готовы в режиме 24/7 оказывать содействие и консультационную поддержку иностранным IТ-специалистам, готовым локализоваться в Украине», — резюмировал министр.

«Для Украины такая миграция из Беларуси – это хорошо, ведь это креативный класс. Для Беларуси в краткосрочной перспективе — плохо, но в долгосрочной, думаю, тоже выгодно, так как эти люди смогут в дальнейшем помочь своей стране новыми смыслами», – прокомментировал «ДС» происходящее финансовый аналитик Алексей Кущ.

Украинские компании увидели в бегстве из Беларуси квалифицированных специалистов возможность поднять свой бизнес на новый уровень. Например, основатели компании S-PRO при поддержке Европейской ассоциации программной инженерии (EASE) решили помочь белорусским айтишникам с переездом в Украину и поиском работы здесь.

«Чем можем помочь? Выделим часть офиса, где вы сразу приступите к работе с беспрерывным интернетом и всем необходимым. Сейчас в офисах достаточно свободных мест. Поможем с поиском жилья. Окажем любую другую поддержку и покажем украинское гостеприимство», – написали они белорусским коллегам.

В IТ-ассоциации Украины говорят сегодня о более чем тысяче рабочих мест для белорусов по всей Украине. Львовский IТ-кластер тоже пообещал поддержку и даже разослал письма с предложением помощи на белорусском языке.

Кстати, сегодня IT-cектор Украины генерирует порядка 4% ВВП, в нем задействованы 150 тыс. работников с высокой заработной платой, которые формируют средний класс.

«Я не думаю, что приток белорусов так уж радикально разогрел бы украинскую IT-индустрию, чтобы прямо с ходу вырос ВВП страны. Однако, конечно, переезд сюда пары тысяч квалифицированных специалистов из Беларуси очень помог бы украинским компаниям, которым разработчиков не хватает из-за оттока их за рубеж, – сказал «ДС» финансовый директор украинской IT-компании VenData Вадим Самойлов. – У нас не хватает разработчиков, дизайнеров, верстальщиков, специалистов по данным и их анализу, по бек-энду. И лучше уж пусть к нам едут белорусы, чем индусы или китайцы».

Оценка в две-две с половиной тысячи IT-специалистов, готовых переехать из Беларуси в Украину, взята не с потолка — она часто звучала и в ходе общения обозревателя "ДС" с компаниями-резидентами ПВТ. К началу 2020 г. на долю информационно-компьютерных технологий приходилось 10,5% ВВП в секторе услуг и 5,1% общего ВВП Беларуси. С 2005 по 2016 гг. экспорт IT-услуг и продуктов вырос в 30 раз, а доля IT-экспорта в общем объеме экспорта товаров и услуг выросла с 0,16% до 3,25%. В 2017-м экспорт услуг ПВТ превысил $1 млрд. Более 90% производимого в ПВТ программного обеспечения экспортируется: 49,1% – в страны Европы, 44% – в США и Канаду, 4,1% – в Россию и другие страны СНГ.

Однако в числе последних идей, рожденных идеологами Лукашенко, — "раскулачивание" IT-компаний. Айтишникам в Беларуси планируется предложить обязательное участие в компьютеризации принадлежащих государству заводов — в обмен на возможность продолжать работать с западными заказчиками и получать прежнюю высокую зарплату.

Не все так просто

Однако смогут ли все желающие специалисты въехать в Украину – большой вопрос. Несмотря на то что 25 августа президент Украины Владимир Зеленский заявил, что для белорусских граждан необходимо смягчить условия въезда в Украину, уже на следующий день из-за коронавируса Кабмин решил закрыть Украину для иностранцев с 29 августа и вплоть до конца сентября. Это стало шоком для многих белорусов. «Мы с семьей уже сдали квартиру в Минске, собрали вещи, у нас билет на 31 августа в Киев. Что теперь делать?!» — написал автору этих строк знакомый белорусский айтишник днем в среду.

Вскоре, правда, появилась информация о том, что конкретно белорусов пускать все-таки будут. Впрочем, в самом постановлении формулировка более размытая: въезд в страну будет разрешен людям, "признанным беженцами или лицами, которые нуждаются в дополнительной защите". Как бы не вышло так, что решение «пускать или не пускать» будут принимать непосредственно пограничники – а значит, людям из Беларуси придется ехать в неизвестность, без гарантии, что они попадут на украинскую землю.

Конечно, «выдавленные» последними событиями из Беларуси IT-специалисты не пропадут. Кто-то уедет в Польшу или Литву, кто-то – в Россию. Выход всегда найдется, но вот Украине стоило бы воспользоваться возможностью заполучить дефицитных специалистов.

Читайте также: Новый закон для IT-специалистов: что с ним не так

Денис Лавникевич

Новини

Популярні теми форуму

analytics