Close button

Синдром понедельника. Что нужно знать родителям школьников

Синдром понедельника. Что нужно знать родителям школьников

Ученикам младших классов первые недели учебы даются особенно тяжело, повідомляє Новое время.

Вторая неделя адаптации. Немного «терапевтического волшебства».

Первые полтора-два месяца учебы мы можем замечать после каждых выходных «эмоциональный откат» — «синдром понедельника». Ребенку после пары дней, проведенных с семьей, может быть сложнее «отделиться» от родителей, может быть больше сопротивления, тревоги, капризов.

Нужно продумать, проговорить последовательность действий утром понедельника, заранее подготовить одежду, собрать рюкзак. Привычка еще не сформирована, поэтому необходимо оставить чуть больше времени на сборы. Продумать вместе ритуалы прощаний. Возможно, помечтать о том, что ребенок будет делать завтра после школы.

В школах сейчас не обязательна школьная форма. Но какая-то деталь — значок, галстук, герб, нашитый на пиджак или кофту, пояс, словом, любой знак отличия и принадлежности, помогает укорениться в этом сообществе. Сразу почувствовать себя частью группы. А еще, когда ребенок его надевает и снимает, помогает переместиться между пространствами «дом» и «школа». Если этого нет в школе, можно придумать свой значок, шарфик и тому подобное.

В первые недели учебы дети очень устают — сейчас им нужно будет больше времени на отдых. Больше переключения. Младшие школьники, приходя из школы, могут вдруг начать играть теми игрушками и играми, в которые играли малышами, смотреть те мультфильмы, которые любили раньше. Могут «превращаться» в капризуль — 3−4−5-летних деток, и этот временный регресс нормален.

Идеально после школы дать детям любого возраста возможность поспать, побегать, поиграть — сделать «выдох».

Первоклассники, которые не ходили в садик, или те младшеклассники, у кого в классе нет знакомых, могут ощущать себя более тревожно. Пока ребенок не почувствует себя укоренено, в безопасности, его фокус будет точно не на получении знаний. Он и в классе будет возвращаться к тем занятиям, которые для него привычны, напоминают о времени устойчивости и стабильности. Ребенок шестилетка, который вообще склонен играть по своим правилам, вполне может заявить: «Так, стоп, эта ваша игра скучная, я буду играть в свою», — и выйти из учебного процесса. Но прятание под парту и забавы во время урока, частые походы в туалет или «попить воды» — это не просто игра, это попытка снять напряжение и тревогу. У ребенка после семи лет это сигнал поиска безопасности. И взрослым важно быть внимательными к этому.

Первые школьные месяцы — это время формирования «эмоционального фона», пространства обучения. Мы в любом возрасте склонны избегать тех занятий, компаний, действий, где ощущаем дискомфорт, где нам небезопасно и неприятно, где есть угроза для нашей самооценки.

И обратный процесс — мы хотим повторить контакт с тем, что приносит нам удовольствие, комфорт (дофамин, энергию). Избегание одного действия, которое не удается и вызывает негативные эмоции, генерализуется, распространяется на очень многие. И важно наблюдать за тем, чего избегаем мы и чего избегают наши дети. Возможно, мы сможем разделить сложные задачи на маленькие шажочки. Стимулировать к тому, чтобы пусть хоть маленькое действие, но все-таки совершать.

Идеально, хотя бы для первоклашек, каждый день завершать каким-то общим ритуалом, отмечанием того, что сегодня прекрасно удалось. Уверена, у каждого ученика найдется, что отметить. Ребенку важно выходить из школы с ощущением: «У меня сегодня был прогресс».

И немного терапевтического волшебства для учителей и родителей:

«Волшебная палочка», снимающая чары забвения. Ребенок тревожится, что что-то забыл, что не справится, что может ошибиться. Игра — чудесный способ «охладить» миндалевидное тело и создать пространство безопасности. Если к ребенку младшей школы обращаться, направляя на него «волшебную палочку» (необязательно покупать, можно взять фломастер или обмотать фольгой указку) — и снимать «чары забвения», или, если он говорит тихо или громко — повышать-понижать громкость голоса, или «дотрагиваться» волшебной силой знаний математики — ребенок действительно «расколдуется».

Если школьники носят маски, если в классе душно, если дети испытывают тревогу, на перемене можно предложить им игру в мыльные пузыри. Делая выдох более долгий, чем вдох, мы активируем парасимпатическую нервную систему, успокаиваемся, восстанавливаем дыхание. Ну и это радостно.

Всю первую неделю я каждый день вкладывала в кармашек дочкиного рюкзака письма. Каждый день писала все больше строк и добавляла все больше письменных букв. Это давало возможность дочке почувствовать контакт со мной и при этом настраивало на учебу и усложнение задачи (она сама просила писать письма все большего объема). На следующей неделе буду писать письма через день. И через неделю, думаю, перестану.

Юла или волчок. Люблю их. У меня есть коллекция волчков. Запускать волчок и наблюдать за ним — одна из простейших «практик внимательности». Помогает и расслабиться, и сконцентрироваться, и поучиться регулировать силу воздействия. Ну и метафора чудесная — равновесия в движении. И ощущение — «я сам запускаю процесс».

Находка — браслет-конструктор LEGO. Есть варианты и для мальчиков. Мы подарили дочке несколько наборов. Она перед школой сама составляет новый «узор дня». И на переменах, если ограничено движение (бегание), можно предложить движение «внутреннее», «доступные изменения».

Ручка с прозрачным блоком и глиттерами. Можно взмахнуть ручкой, и глиттеры будут красиво перемешиваться и опускаться. Наблюдение за глиттерами — «детская медитация». Возможность расслабления перед новой концентрацией.

Браслетик с бусинами. Я научила дочку, когда нужно успокоиться (дать себе поддержку) — перебирать пальчиками бусинки и, прикасаясь к каждой, говорить слово-состояние, которое сейчас важно: спокойствие, радость, внимание и так далее.

Игрушка-брелок «для жмакания», который можно прикрепить к рюкзаку. Детям-кинестетикам, которым важно иметь много тактильных контактов, которым нужны обнимания, прикосновения, которые реагируют на любые воздействия действиями, телом, нужно предложить что-то, что могло бы «оттянуть» на себя напряжение. Дети любят сжимать в руке такие шары и игрушки.

Цвет важен. Я специально подбирала не красный или оранжевый — стимулирующие, а более расслабляющие цвета.

Пусть адаптация детей и взрослых проходит легко. Добрых взрослений.

Светлана Ройз

Читайте также: Что должно быть в рюкзаке школьника - ЦОЗ

Новини

Популярні теми форуму

analytics