Close button

Что ждет Укроборонпром?

Что ждет Укроборонпром?

Айварас Абромавичус написал заявление об увольнении и, согласно закону, новый генеральный директор будет назначен президентом по представлению премьер-министра. И, как уже сообщали СМИ, такое представление в Офис президента уже направлено, повідомляє Новое время.

Независимо от того, когда и кто возглавит концерн, у нового руководителя будет право формировать свою команду, внедрять свою культуру управления компанией и реализовывать свое видение реформы.

Многие задают вопрос, остается ли наша команда дальше работать, и какой будет судьба реформы, над которой мы работаем уже год.

Ответ простой. В момент назначения перед командой стояли три задачи. Стабилизировать работу концерна, сохранить его потенциал и темпы производства во время смены менеджмента (а потом и в течение карантина), а также внедрить новую систему управления.

«Укроборонпром» — не частная собственность, а государственная компания, перед которой стоит четкая и понятная задача: производство качественных вооружений и военной техники для нужд армии. История компании и результаты за все годы ее существования показали, что нынешняя модель управления, существующее законодательное поле и традиции, которые устоялись за десятилетие, не позволяют выполнять эту задачу эффективно и требуют фундаментальных изменений.

За первый год работы удалось максимально приблизить компанию к необратимости трансформации, параллельно поменяв старую прошивку на понятные и открытые методы управления — без кулуарщины, политики, коррупции и договорняков.

Откат реформы будет виден именно в отмене этих принципов, от которых зависит прочность и долгосрочность изменений, независимо от того, кто будет управлять компанией и какая команда продолжит ее реформирование.

Внутренняя борьба за власть, возобновление нелегальных потоков и схем внутри компании, растаскивание активов по группам влияния и возвращение к старым удобным практикам ручного управления — и есть те красные линии, нарушение которых неприемлемы и не позволит многим оставаться в команде и продолжать работать в Концерне.

Если коротко, они сводятся к двум простым необходимым условиям:

  1. Продолжение реформы и доведение ее до логического конца и
  2. Отсутствие прямого политического влияния и вмешательства, которые неизбежно приводят к конфликту интересов, коррупции, скандалам, управленческому кризису и разрушению отрасли.

Реформа и законопроект

Трансформация Укроборонпрома предполагает внедрение системы корпоративного управления, которая сделает компанию более прозрачной, подотчетной, прогнозируемой и независимой от политической конъюнктуры.

За этот год разработан весь каркас реформы: от проекта политики собственности и дорожной карты трансформации до целевой модели корпоративного управления и стратегий будущих отраслевых корпораций, новой компании, которая будет всем этим управлять вместо Укроборонпрома.

И это не ноу-хау. Разделение концерна на секторальные холдинги и внедрение системы корпоративного управления по стандартам ОЕСР, в том числе, создание независимого набсовета и четкое разделение функций государства как собственника и регулятора, было задумано и спланировано за много лет до нас.

В частности, такая модель реформирования «Укроборонпрома» и ОПК в целом предусмотрена законами Украины, рядом нормативных актов Кабинета министров и лежит в основе наших международных обязательств.

Мы завершили формирование этой стратегии. И с предложенной моделью и общим направлением реформы согласились все стейкхолдеры — народные депутаты, Офис президента, Совет национальной безопасности и обороны и Кабинет министров. Это была непростая задача, с учетом того, что в стране все еще не принят целый ряд стратегических документов в сфере обороны и безопасности.

Все эти наработки были положены в основу законопроекта «Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности».

Этот документ — ключ к началу трансформации концерна и всего оборонного комплекса страны. Его принятие запустит маховик реформы и сделает неотвратимым внедрение цивилизованных принципов управления, по которым придется работать всем, кто бы ни управлял оборонкой.

Политическое влияние

Реформа Укроборонпрома — неудобная для окружения многих политиков и групп, годами пользовавшихся оборонкой как собственным карманом; и крайне невыгодна России, поскольку речь идет об усилении оборонного комплекса страны, с которой она открыто воюет уже шестой год.

Очевидно, аудит, передача непрофильных активов в фонд госимущества и корпоратизацию сложно продавать электорату. Но именно это сделает концерн и наши предприятия прозрачными, устойчивыми, прогнозируемыми и, как следствие, — привлекательными для инвестора.

Такую неудобную реформу может реализовать только во всех смыслах политически независимая команда, работающая по тем же принципам: подотчетности, прозрачности и честности.

За прошедший год удалось избежать политических назначений по чьей-то указке не только в самом концерне, но и на ключевых предприятиях. Не буду скрывать, такие попытки были. Но с самого начала удалось найти правильные аргументы, чтобы избежать политических назначений, непотизма, кумовства и прочих проявлений института «смотрящих» и «крышующих». В руководстве концерна нет людей, которые оказались на своих должностях по протекции Банковой, Грушевского и прочих улиц.

Да, нас часто упрекают в отсутствии опыта работы в оборонной сфере, но этого никто и не скрывал. Ирония в том, что в наследство от опытных профессионалов, десятилетие управлявших концерном, мы получили не прозрачную реформированную компанию, а сорванные контракты, подорванную деловую репутацию и разворованные предприятия.

Будем реалистами: полная независимость в кадровом вопросе для государственного предприятия в такой крайне токсичной и чувствительной для страны сфере, как производство торговля оружием — роскошь. Но такое беспрецедентное право важно сохранить как необходимое условие для реализации предложенной нами реформы.

Что важно, за этот год в отношении руководства концерна не было заведено ни одно уголовное производство. Очевидно, это должно стать нормой, но она такой стала именно за этот год. Думаю, не стоит напоминать о коррупционных скандалах, в которых погрязла компания на момент нашего прихода.

Но есть и достаточные условия для того, чтобы начатая год назад реформа не была свернута, даже если никого из ее архитекторов не останется внутри компании. Это:

  • доведение до конца первого финансового аудита Концерна и предприятий за 2018 и 2019 года;
  • проведение аудита финансовых результатов за 2020 год — этот процесс (тендер, планирование в бюджете) должен быть начат в октябре;
  • прозрачные закупки и передача в аренду имущества предприятий через аукционы и торги на Прозорро;
  • оценка эффективности ТОП-менеджмента по измеримым показателям — KPI и ОКР, а не по лояльности и сговорчивости;
  • продолжение процесса возвращения активов предприятий, которые были через разные схемы выведены из собственности и контроля, в первую очередь это касается имущества предприятий, задействованных в гособоронзаказе.

Для меня лично соблюдение вышеописанных красных линий — продолжение реформирования, сохранение команды, которая должна довести начатое дело до конца, и политическая независимость новых назначений — являются необходимым условием дальнейшей работы в концерне.

Мустафа Найем, бывший народный депутат, заместитель гендиректора Укроборонпрома

Читайте также: Сезон отставок: что будет с Кабмином

Новини

Популярні теми форуму

analytics