Close button

"Кому-то нужен хаос": будет ли отставка Венедиктовой

"Кому-то нужен хаос": будет ли отставка Венедиктовой

В ближайшие недели решится вопрос, сохранится ли в должности генеральный прокурор Ирина Венедиктова. Президент уже дважды предупреждал ее о вероятной отставке, называя срок — "до конца года", привязывая это к результатам по борьбе с коррупцией. Однако на деле ситуация намного сложнее — рокировки в ГПУ хочет окружение президента, повідомляє Вести.

Как "качают" Венедиктову

Об уровне противостояния говорит создание специального сайта с компрометирующими главу ГПУ материалами: на "Венедіктова.ru" собраны данные о прошлом (покупка офиса в Харькове по цене "в пять раз ниже рыночной"), настоящем ("спасает коррупционера Юрченко") и будущем ("скандал с Венедиктовой может стать началом импичмента Зеленского"). Более того, против Венедиктовой задействовано сразу несколько "информационных таранов".

Во-первых, это Владимир Бойко, блогер и журналист (в прошлом — участник Консультативного совета при ГПУ). В его арсенале несколько сюжетов, используемых для проведения "принудительных мер воспитательного характера" к генпрокурору: к примеру, о проживании Венедиктовой в госрезиденции "Пуща-Водица" (по этому поводу НАБУ начало досудебное расследование).

"По сути, Венедиктова захватила эту резиденцию, пользоваться которой могут лишь президент Украины, глава Верховной Рады и премьер-министр, путем шантажа зависимого от нее директора Комплекса отдыха "Пуща-Водица" Госуправления делами Егорова — он является обвиняемым в уголовном производстве, которое расследовалось ГПУ", — утверждает Бойко. Кстати, по его словам, после скандала глава ГПУ переехала из "Пуща-Водицы" в дом отдыха №79 в Конча-Заспе.

Читайте также: Венедиктова третий раз за полгода сменила жилье

Второй сюжет — о назначении первым замглавы ГПУ Романа Говды (занимал аналогичную должность при Викторе Шокине и некоторое время при Руслане Рябошапке). Еще одно направление — "адвокаты Майдана", которые давят на ГПУ из-за непривлечения к ответственности или, по их мнению, "развала" дел, в которых фигурируют силовики и "судьи Майдана". Пример — дело судьи Печерского суда Виктора Кицюка (обвиняется в вынесении заведомо неправосудных решений за судебные решения по Автомайдану и поездке в Межигорье).

"Суд включил турборежим, назначая заседания без участия адвокатов. 12 декабря 375 статья, по которой обвиняется Кицюк, перестанет действовать на основании решения Конституционного суда. Для Кицюка это означает, что дело будет закрыто, но это не даст ему права на многомиллионные компенсации. А прокуратура сознательно играет в поддавки, — пишет в "Фейсбуке" адвокат Автомайдана, глава Совета по общественному контролю при НАБУ Роман Маселко, "тегая" в своем посте Ирину Венедиктову. — Как понять действия прокуратуры, которая так откровенно ему подыгрывает, что отказывается даже допрашивать ключевых свидетелей в деле и блокирует такую возможность для потерпевших".

Успеть к дедлайну

Еще один, весьма показательный, сюжет — история супруга Ирины Венедиктовой, Дениса Колесникова: в сентябре 2020-го он уволился со службы (замглавы департамента киберполиции), получил разовую финпомощь от государства объемом 774 тыс. грн, а всего спустя 10 дней восстановился в должности. Опубликовал ее расследователь Денис Бигус.

"И эта история, и многие другие — красочное шоу, продюсеры которого — Андрей Ермак и его заместитель, Андрей Смирнов. Цель — создание информационного фона силами блогеров и журналистов, которым "скармливают" информацию по даче и по Говде. Хотя того же Романа Говду Ирине Венедиктовой навязали они же — ребята из Офиса президента", — сказал источник.

"На самом деле врагов в окружении главы государства у Венедиктовой гораздо больше. Но она — креатура лично Владимира Зеленского, и именно его она в должности устраивает, — говорит политолог Кость Бондаренко. — Что касается результатов, то ей много чего удалось на должности: реформирование прокуратур на местах и замена руководящих органов там же, к примеру. Да и цифры, озвучиваемые ею, уж точно лучше, чем у Луценко или Рябошапки".

В отчете за первые 100 дней работы (27 июня) генпрокурор рассказала об осуждении 4400 человек, из них 28 — коррупционеров, 7 — по нанесению убытков в особо крупных размерах, 40 — участники ОПГ и преступных организаций. А 27 октября, на еще одном совещании, Венедиктова сообщила об увеличении раскрываемости коррупционных правонарушений на треть. "А количество осужденных увеличилось на 20%", — уточнила генпрокурор.

В конце октября, сразу после предупреждения от президента об отставке до конца года, "если не будет результатов в борьбе с коррупцией", Венедиктова провела ряд совещаний: с руководством ГБР, НАБУ и САП (лишь один из троих руководителей, Артем Сытник, — без приставки "и. о."). "Учитывая тот уровень разбалансирования, что сегодня есть в ГБР, — орган вряд ли будет очень эффективным помощником", — говорит наш собеседник. Более того, по его словам, после отставки замглавы ГБР Александра Бабикова (был близок к Венедиктовой, уволен из-за конфликта интересов по настоянию НАПК) генпрокурор потеряла там важного союзника. Так что результат, требуемый президентом, вряд ли будет достигнут к дедлайну.

Параллельно генпрокурор показала ключевой документ для ведомства, "Стратегию развития" до 2023 года — это также можно рассматривать как шаг на упреждение. "На самом деле ни Ирина Венедиктова, ни кто-либо иной не способен был бы изменить ситуацию ни в отношении соблюдения прав и свобод граждан, ни в плане борьбы с преступностью и коррупцией. Задания, что поставил президент, выполнить попросту невозможно даже профессиональному генпрокурору, — говорит бывший замглавы ГПУ Алексей Баганец. — Причин тому много: это и "сломанная" правоохранительная система, и законодательная неразбериха. Представьте: в Конституции прописаны одни функции прокуратуры, в законе о прокуратуре — вторые. А в УПК — третьи!"

Будет ли отставка?

По мнению Костя Бондаренко, слова, сказанные президентом об увольнении, — не более чем фигура речи. "Если по ней и будет принято решение — оно будет носить исключительно политический характер", — убежден эксперт.

Еще один собеседник издания, знакомый с ситуацией, считает, что происходящее — попытка ослабить управляемость правоохранительной вертикали накануне вероятных протестных потрясений. "Только-только в Офисе генпрокурора начала налаживаться работа, Венедиктову начинают торпедировать — значит, кому-то нужно создать хаос, информационный и политический", — говорит он.

Читайте также: Генпрокуратура проверит главное "детище" Зеленского

Контраргумент: Ирина Венедиктова допустила слишком много ошибок, и в какой-то момент их количество "перевесит" необходимость ее сохранения на должности. "Этот момент все ближе, она уже "сбитый летчик", — говорит нам политолог Кирилл Молчанов. — Резонансные дела не доведены до завершения, фигура она слабая, нет ни результатов в борьбе с коррупцией, ни завершения расследования по "делам Майдана" — думаю, в сессионном зале найдутся голоса за ее отставку, их добавят ЕС (зря, что ли, Венедиктова звала на допросы Петра Порошенко?) и ОПЗЖ".

А "трижды генеральный" Святослав Пискун, назначенный в начале лета советником генпрокурора и попросившийся в отставку в сентябре, рассказывал о несогласии с ключевыми решениями Венедиктовой. "Аттестация прокуроров не отменена. Утрачены результаты экзаменов 7 тысяч прокуроров. Разве это нормально? Ирине Венедиктовой желаю удачи, но при этой власти идти во власть я не хочу — не хотел бы заправлять топливом самолет, который летит не в ту сторону", — уточнил Пискун. Так что аргументов против отставки все меньше. "Но ведь нельзя менять генпрокурора каждые полгода — а согласовывать его не должны ни "соросята", ни те, кто пытается руководить Украиной извне, — говорит Баганец. — Сегодня лучшей кандидатуры, чем Венедиктова, на эту должность у власти нет".

До конца декабря

Интересно, как развивается диалог между ГПУ и американскими кругами влияния. Вскоре после назначения генпрокурор вела диалог с главой департамента по правоохранительным вопросам Стефани Холмс — в интернет утекла часть переписки, и в документе, датированном 28 апреля, Холмс попросила сохранять "равное представительство независимых экспертов, выдвинутых международными партнерами". Однако в начале мая Венедиктова подписала приказ, исключив из аттестационных комиссий представителей "гражданского общества" и международных организаций (т. е. прокуроров теперь выбирают сами прокуроры). Щекотливый вопрос поднимался еще несколько раз, в т. ч. на встрече с временной поверенной в делах США в Украине Кристиной Квин 22 октября.

"Даже несмотря на пандемию, у нас довольно высокая явка прокуроров местных прокуратур — около 80%. Это свидетельствует о повышении доверия к реформе", — высказалась Венедиктова, в ответ Квин, как следует из коммюнике Офиса генпрокурора, "выразила поддержку последовательному проведению аттестации". А 23 октября Андрей Гундер, глава Американской торговой палаты в Украине, провел встречу с Венедиктовой, назвав ее "хорошим диалогом". "Это очень важно для нас. Страна, которая не стремится достичь успеха в своей бизнес-среде, не достигнет социальных гарантий для граждан и инвесторов", — ответила в комментарии сама Венедиктова.

Однако спустя пару недель появился другой, не такой нейтральный, комментарий Кристины Квин. В Сети появилось видео с форума коалиции "Реанимационного пакета реформ": "Чтобы украинские институции были подотчетны украинским гражданам, необходимо, чтобы генпрокурор работала на благо украинских граждан, а не частных интересов", — высказалась Квин (правда, позже посольство США уточнило ее цитату, сгладив смыслы: дескать, ГПУ уже предприняла реформы, "чтобы прокуроры работали на благо народа").

"Ситуация сейчас упирается в согласование процедуры назначения нового руководителя САП. Если к ней допустят представителей "гражданского общества" на зарплате и западные круги влияния, у Венедиктовой будет больше шансов сохраниться в должности, — говорит наш собеседник, знакомый с ситуацией. — В любом случае, до завершения истории с выборами в США, а это конец декабря, ответа на вопрос не будет".

Тарас Козуб

Новини

Популярні теми форуму

analytics