Close button

Отношения между Украиной и Венгрией вновь обостряются

Отношения между Украиной и Венгрией вновь обостряются

Отношения между Украиной и Венгрией в очередной раз обострились. В Украину не пустили венгерского политика Иштвана Грежу, после чего внешнеполитическое ведомство страны вызвало нашего посла Любовь Непоп. Ей выразили возмущение, но заверили, что настроены на сотрудничество. Впрочем, надежды на гармоничные отношения между странами пока весьма эфемерные, повідомляє Depo.ua.

Как информируют СМИ, инцидент с Грежей был ожидаемым для обеих сторон. Так, накануне запланированного визита Будапешт сообщил о нем Киеву. При этом из неофициальных источников в Венгрии знали, что чиновнику запрещен въезд в нашу страну — об этом открыто писали в СМИ — и поэтому могли спрогнозировать, что границу посланник никогда не пересечет.

Позже Иштван Грежа обнародовал объяснения, мол, ехал в Украину, чтобы "сохранить украинскую кафедру в "Ньиредьхазе" (кафедра украинского языка и культуры в университете венгерского города работает с 2017 года, — ред.). Посол Венгрии Иштван Ийдярто в комментарии "Европейской правде" объяснил, что якобы во время визита Грежа хотел помочь решить финансовые трудности, которые возникли у этой и других кафедр университета, в том числе, из-за коронавируса.

Впрочем, в контексте украинско-венгерских отношений фамилия Грежи упоминается далеко не только из-за вопроса "проблемного" вуза. Уже несколько лет чиновник отвечает за развитие сотрудничества между областью Саболч-Сатмар-Берег и Закарпатьем. Ранее его должность имела одиозное название "уполномоченного по развитию Закарпатья", но после возмущения Киева амбициями Будапешта развивать регион другой страны, его изменили.

Читайте также: В Украину не пустили венгерского топ-политика

Но запрет на въезд Иштван Грежа получил из-за открытого вмешательства в украинские местные выборы.

"Принятое решение не касается сферы межгосударственных отношений. Запрет въезда связан исключительно с действиями конкретного гражданина, в которых содержатся признаки правонарушения", — максимально дипломатично прокомментировали в МИД не допуск венгра в страну. Как будто он агитировал по собственной воле, а не выполняя задание своего государства.

Кстати, по достоверным слухам, Грежа — не единственный в черном списке Украины. Не въездным из-за агитации стал и госсекретарь страны Янош Арпад Потап.

И вообще Будапешт делает подобные шаги уже много лет. Самый свежий пример из прошлого — личная встреча премьер-министра Венгрии Орбана с лидерами этнических венгров Закарпатья накануне парламентских выборов в 2019 году. На встрече, проходившей за неделю до выборов, присутствовал лидер Общества венгерской культуры Закарпатья Василий Брензович, который тогда баллотировался в Верховную Раду. Впрочем, встреча с Орбаном ему не помогла — и венгерское меньшинство осталось без представителей в украинском парламенте. Хотя были времена, когда венгры даже руководили парламентскими комитетами. Впрочем, эпизоды чрезмерной дружбы с Януковичем и популярности им на Закарпатье не добавили.

Первые признаки, что Будапешт попытается вмешаться и в этом году местные выборы — при том даже более жестко и масштабно, чем раньше, появились еще в начале месяца. Когда 8 октября госсекретарь Венгрии по вопросам нацполитики Янош Арпад Потап, приехав в Закарпатье, понемногу агитировал в пользу "Партии венгров Украины". Которая между выборами выступает как "Общество венгерской культуры Закарпатья", а как только возникает потребность — превращается в партию. Такая вот гибридность.

Тогда в МИД "предостерегли" венгерских чиновников от вмешательства и обратились в правоохранительные органы с просьбой "дать оценку" таким действиям. Оценка то замешкалась, то потерялась — по крайней мере, о какой-то реакции МВД широкая публика так и не узнала. Наверное, не в последнюю очередь из-за этого министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто занялся агитацией за ту же Партию венгров уже непосредственно в день выборов. Получилось совсем некрасиво, и взорвался неизбежный скандал.

МИД уже не просто "предостерег" венгров, а заявило о том, что "официальный Будапешт нагло подтвердил свое прямое вмешательство во внутренние дела Украины и нанес коварный удар последовательным усилиям Украины конструктивно решить существующие в украинско-венгерских отношениях проблемы". И даже пообещало "жестко реагировать на такие шаги в соответствии с устоявшейся международной практикой и законодательством Украины".

Правда, потом глава украинского МИД Дмитрий Кулеба решил немного смягчить ситуацию. "Я надеюсь, что этот эпизод останется в прошлом, эмоции утихнут, и мы вернемся с венгерскими партнерами к предметному разговору по всем вопросам повестки дня, которых много между Украиной и Венгрией", — заявил министр на пресс-брифинге. Впрочем, такой оптимизм уже тогда казался сомнительным, ведь после скандала между странами ничего не изменилось.

Отметим, что и после скандала с Грежей в Венгрии натянули миролюбивую маску. "Мы передали свой протест и надеемся, что однажды Украина действительно вернется к поиску совместных историй успеха и сотрудничества на основе взаимного уважения. Мы готовы к этому", — сказал Сийярто на встрече с украинским послом.

Впрочем, в реальности к такой "готовности" весьма далеко, и никаких предпосылок для перезагрузки отношений между странами нет. Хотя именно эта перезагрузка стала своего рода мемом. В частности, о нем говорили в контексте прихода к власти Владимира Зеленского, но очевидно, надежды не оправдались.

Сейчас Киеву удалось если не примириться — то хотя бы объясниться с Варшавой. А обострение отношений с Будапештом явно рискует остаться на прежнем уровне — если не вырасти.

Почему так? Создается впечатление, что в Венгрии — в отличие от Польши — хотят не просто использовать какие-то исторические или этнические сложности в отношениях с Украиной для стимуляции собственного патриотического электората. Как периодически делают правые популисты в Варшаве. Подобные попытки, конечно, вызывают раздражение, но общие экономические и геополитические потребности рано или поздно преобладают.

Зато Венгрия стремится влиять на сегодняшнюю политическую реальность в Украине, наращивать автономистские настроения среди этнических венгров, демонстрировать какие-то признаки регионального геополитического лидерства. Не имея для этого ни возможностей, ни таланта. И тот факт, что радикальная смена власти в Украине ничуть не поправила двусторонние отношения, вызывает одно довольно очевидное подозрение. О том, что для улучшения отношений следует дождаться смены власти в Будапеште, а не в Киеве.

Тарас Паньо, Алина Морозова

Новини

Популярні теми форуму

analytics