Лучшие современные парки мира
Продление жизни, борьба с преступностью, климатический контроль, сглаживание социальных противоречий. Как парки превратились в универсальное средство решения многих городских проблем. И сделал подборку самых современных и красивых парковых зон, сообщает Forbes.
В 2013-м году население Земли составляло чуть больше 7 млрд человек, ожидается, что к 2050-му году нас будет около 10 млрд, из них 5 млрд — жители городов. Рост городов, как и изменение климата — пока явления неизбежные. В ближайшие десятилетия городской жилой фонд увеличится на 30-40%, и человечеству надо серьезно подумать, какая среда обитания достанется следующим поколениям. То, что в 1950-1990-е построили наши родители, мало приспособлено для нормальной жизни современных горожан: это города с социальной сегрегацией, автомобильными пробками, тоннами мусора, загазованным воздухом и непригодной для питья водой. Благоустройство городской среды — повестка номер один в мире. Создание городских парков — ключевой пункт в ее реализации.
Эти и другие факты привел в своей пламенной речи урбанист Гил Пеньялоса, выступая на Всемирном парковом конгрессе (World Urban Parks Congress) в Казани в октябре 2019 года. В течение двух дней более 130 городских планировщиков, архитекторов, ландшафтных дизайнеров рассказывали для полутора тысяч делегатов о проектах, география которых простиралась от Кабула до Парижа, от Сингапура до Мехико. Трудно перечислить все современные инструменты и возможности в деле создания и управления парками.
Парки Африки и Ближнего Востока
Новые парки Европы и Америки не вызывают такого удивления, как благоустройство в развивающихся странах, например, в Египте. 17-миллионный Каир — одна из самых мало озелененных столиц мира. В 2005-м там началась масштабная реконструкция 30 га территорий, примыкающих к старинному кладбищу. По сути, это была свалка за средневековой городской стеной, окруженная бедными кварталами. За 15 лет с участка вывезли копившийся полтысячелетия мусор, добавили 80 000 грузовиков щебня и почвы (1,5 млн кубометров), в специально созданных питомниках размножили 2,5 млн растений, адаптированных к жаркому климату, и 650 000 из них высадили в парке. Также возвели три гигантских резервуара для пресной воды. Городскую стену отреставрировали, откопав ее на глубину 15 метров. В близлежащих кварталах привели в порядок дома. Все эти мероприятия обеспечили работой сотни людей. К тому же местному населению начали выдавать кредиты на открытие мастерских и точек общепита. Сегодня парк Аль-Азхар – одна из главных достопримечательностей Каира.
Еще более драматическим был старт парковых проектов в Кабуле, который после свержения талибана в 2001 лежал в руинах. Там восстановили сады Великого Бабура — великолепный террасный парк XVI века, и сейчас его посещает миллион человек в год. Недавно открыли королевские сады Чихилситун. В конце XIX века дворец, окруженный садом, построил в Кабуле Эмир Абдул Рахман Хан ( 1840-1901). Сегодня оба пространства — не просто зеленые оазисы, но зона безопасности для детей и женщин. Сюда приходят на пикники, на концерты национальной музыки, да и просто отдохнуть от жары и поплескаться в фонтанах. Афганские парки – знак всеми миру, что страна возвращается к нормальной, мирной жизни, свободной от религиозного фанатизма и насилия.
Латинская Америка
Главную награду Всемирного паркового конгресса в Казани, International Large Urban Parks Award получил парк Чапутельпек в Мехико. Его начавшееся 10 лет назад восстановление можно без преувеличения назвать национальным мексиканским подвигом.
Чапутельпек — самый большой городской парк в Латинской Америке. Занимая площадь 800 га, он вмещает множество достопримечательностей: 11 музеев, среди которых — всемирно известный музей антропологии, истории доколумбовых цивилизаций, старинный зоопарк, который скоро отметит 100-летие, дюжину памятников, несколько прудов, фонтан работы Диего Риверы, императорский замок XVIII века, где до 1940-х годов была резиденция президента, и многое другое. За год в парке бывает 19 млн. посетителей, проводятся концерты, фестивали, спортивные соревнования.
Трудно поверить, но 30 лет назад этот лесной массив в центре Мехико был местом экологической катастрофы. В 1985 году парк закрывали на пару месяцев, чтобы травить крыс, но это слабо помогло. Из-за расплодившихся грызунов в лесу перестали селиться птицы. Еще недавно, в 2005-м Чапутельпек стоял, заваленный сгнившими деревьями, его пруды и фонтаны использовались как городские свалки, на дорожках стихийно парковались машины, а рядом с музеями и зоопарком шла нерегулируемая торговля.
В 2004-м был создан некоммерческий фонд Pro Bosque de Chapultepec. Его директор Лилия Ауа рассказывала, как им удалось справиться с ситуацией. Фонд параллельно занимался сбором денег на реконструкцию и приведением парка в порядок. Годы ушли на расчистку завалов и восстановление прудов. Были вывезены тонны мусора и изгнаны сотни нелегальных торговцев. Из Чапультепека убрали автомобили и вместо них проложили пешеходные дорожки. Деньги на эти работы давали частично государство, частично – национальные компании и международные корпорации. Пожертвовать на восстановление парка мог (и может!) каждый через сайт. Деньги идут адресно, например, на реставрацию центрального входа или посадку новых деревьев. Уже посадили 250 000. За 15 лет фонд привлек более $100 млн. «Мы все время думаем о деньгах, — рассказывала Лиля Ауа, — Когда мы о них не думаем, то размышляем, как отблагодарить наших доноров».
Олимпийский след в Лондоне и Париже
Импульс к созданию новых парков дают Олимпийские игры. Прошли времена, когда страна или город, принимающие спортивные соревнования, получали в наследство новые стадионы и жилые кварталы. Парк — вот что должно напоминать потомкам о когда-то прошедшем празднике спорта.
Первопроходцем стал Лондон. Когда в 2005 году город выиграл право на проведение летних Олимпийских игр 2012, рачительные власти британской столицы решили убить несколько зайцев: построить современные спортивные сооружения и привести в порядок восточную часть города (район Стратфорд округа Ньюэм), где раньше были вредные производства, а в начале XXI века располагалась гигантская заброшенная промзона. Одна только очистка почвы, еще до строительства олимпийских объектов, заняла три года. После Олимпиады всю территорию, долину реки Ли, превратили в грандиозный парк. Лучшие ландшафтные дизайнеры Британии были брошены на его создание, которое продолжается до сих пор. Инвестиции в проект составили порядка $20 млрд. Вокруг парка уже построено жилые дома на 10 000 квартир. Вкупе с реформированной транспортной системой парк изменил репутацию восточного Лондона кардинально и в лучшую сторону.
Весной 2019-го создание нового парка анонсировал Париж. Как и в случае с Лондоном, поводом к его созданию стали Олимпийские игры, которые пройдут во французской столице в 2024-м году. Новый парк займет 54 га территории вокруг Эйфелевой башни. Вся территория от École Militaire до площади Трокадеро станет пешеходной, как и мост между левым и правым берегом Сены: с моста и с прилегающих набережных уберут автомобильное движение, посадят газон и разобью клумбы.
Парки — это зеленые легкие городов. Они не просто дают жителям место для прогулок и встреч, но смягчают нравы и социальные контрасты: люди разных возрастов, достатка и положения, оказавшись в парках, уравниваются в правах, становятся частью одной группы горожан. Парки приветствуют волонтеров, учат командной работе. Они повышают экологическую сознательность, создают рабочие места, развивают экономику, укрепляют связь человека с местом, где он живет. Парки продлевают жизнь.
Русский опыт
За последние годы россияне совершили колоссальный рывок в реконструкции и создании новых общественных пространств. Все началось с реконструкции парка Горького в Москве в 2011-м. В 2017-м программа «Формирования комфортной городской среды» была принята на федеральном уровне, и благоустройство стало делом государственной важности. Сегодня Россия ни на шаг не отстает от лидеров паркового движения, а иногда и обгоняет их.
Помимо всем известного московского парка «Зарядья», выдающееся произведение ландшафтного дизайна — парк, выполненный по заказу Сергея Галицкого, появился в 2019-м году Краснодаре. Недавно он получил премию International Large Urban Parks Awards. Как и Лебяжьи озера в Казани — уникальная для России история: в рамках экореабилитации два высушенных озера в буквальном смысле вернули к жизни, наполнив их водой.