Close button

Как украинский парламент убивает экономику

Украина, наверное, единственная страна, которая увеличивает налоговую нагрузку на экономику и административное давление налоговых органов на бизнес, сообщает Новое время.

Вы помните публичные спичи политиков, особенно провластной партии о том, что их задача стимулировать развитие экономики, создавать условия для развития бизнеса и снижать нагрузку на него? Но наверняка вы помните и споры, которые развернулись вокруг 500-страничного проекта закона № 1210, в который фискалы и налоговые консультанты «засунули» все свои хотелки под флагом «президентского» закона, которые голосовались автоматом. А лидеры фракции и Офис президента даже не удосужились сверить их со своей же программой.

В итоге, несмотря на многочисленные протесты бизнеса, мы имеем закон 466-IX.

В то время, как все страны проводят стимулирующую политику по быстрому выходу из кризиса, а также с целью минимизации сокращения ВВП и рабочих мест, Украина, наверное, единственная из стран мира, увеличивает налоговую нагрузку на экономику и увеличивает административное давление налоговых органов на бизнес.

Принятие этого закона в разгар мирового кризиса носит явно вредительский характер для экономики.

23 мая, после продолжительного молчания, президент таки подписал законопроект 1210 (закон 466).

К основным новациям которого можно отнести:

1) Запуск налогообложения контролируемых иностранных компаний. Международные бизнесы украинцев — «привет!»

Хотя ранее Украина уже сделала 4 шага имплементации планов BEPS (в Европе, в среднем 4−6), этим законом Украина реализовала сразу 10 шагов из 15, в том числе и шаг КИК (отсрочку введения которого просили все украинские IT компании).

Теперь нераспределенная прибыль таких компаний будет облагаться налогом. Даже если эта прибыль получена в Эстонии, стране, где нет налога на прибыль, а есть налог на выведенный капитал.

Это создало стимулы как к эмиграции части украинских владельцев бизнеса, так и свертывания операционных офисов в Украине, особенно IТ-компаний.

2) Изменение в понятии дивидендов. Реверанс в сторону налоговых консультантов.

Законом введено понятие так называемых «конструктивных» дивидендов. Это сложный механизм контроля с дополнительными затратами на администрирование бизнеса, от которого выигрывают только налоговые консультанты, но проигрывает бизнес и государство.

3) Введено понятия «деловой» цели и обязательства доказывать необходимость операции. Привет коррупционерам.

Это новые коррупционные возможности налоговых органов относительно давления на бизнес, ведущие к доначислению базы налогообложении прибыли предприятий.

4) Увеличены в 2 раза штрафы на большинство видов существующих нарушений. Агрессивное давление на бизнес во время кризиса. Вспоминаем предвыборные обещания.

5) Введены новые высокие штрафы за отчетности BEPS, КИК.

За непредставление в срок отчетности за каждый день задержки, и в случае неверно поданных данных. Штрафы до 1000 минимальных зарплат. С 2021 года — это 6 млн гривен.

6) Введены новые штрафы за регистрацию налоговых накладных, даже в отсутствии налоговых обязательств. «Наполнение бюджета любой ценой».

Возможность зарабатывать налоговым органам еще больше на штрафах по налоговым накладным.

7) Введено понятия «вины плательщика»! Оцените красоту «игры» фискалов.

Плательщик считается виновным, если будет установлено, что плательщик имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, однако не принял достаточных мер по их соблюдению. Повышение коррупционных возможностей налоговых органов.

8) Изменено правило «Тонкой капитализации», которое затрудняет взятие кредитов бизнеса на развитие. Это может увеличивать базу по налогу на прибыль.

9) При наличии 22 внеплановых причин проверок бизнеса и 9 причин возможности ареста имущества налогоплательщика, вводится возможность внутри года менять план проверок. Ухудшение бизнес-климата и давления на бизнес.

10) Увеличение акцизов на ТВЕН (электронные сигареты) на 320% в 2021, а дальше на 20% ежегодно до 2025 года. Это было бы похоже на заботу о здоровье граждан, но истинная цель — наполнить бюджет (по ставкам выше, чем в Европе).

11) Значительное увеличение ставок ренты на руду на 25−50%.

При том, что металлурги в текущий момент несут большие убытки, в связи с мировым кризисом, падением цен и спроса на их продукцию. Экономический смысл данного нововведения также никто не оценивал. Но сокращение персонала — очевидная реакция металлургов.

Такая политика дилетантов чиновников и депутатов, очевидно, ведет к:

· Сокращению легальных рабочих мест

· Сокращению объема выпуска продукции и добавленной стоимости

· Минимизации инвестирования

· Росту контрабандной продукции

А в следующем году можно ожидать более слабый процесс восстановления экономики, отток рабочей силы за границу, что приведет к еще большему сокращению уплаты налогов в бюджет, а также противоречит цели президента вернуть граждан на работу в Украине.

Спасет ли ситуацию президент, который поручил подготовить изменения в Закон 466, вопрос открытый, но если отнесутся к нему серьезно, то путь один:

1. Отмена всех вышеперечисленных норм давления на бизнес, а также отмена расширения налоговых баз, внесенных 466.

2. Что касается акциза, хотя и не переношу табачный дым, тем не менее, если и повышать акциз для ТВЕН, то постепенно — на 35% с 2021 по 2025 год включительно. Это же, в первую очередь, расходы украинцев, доходы которых упали, и поступления в бюджет, которые обнулятся, если перестанут покупать ТВЕНы и вернутся к обычному табаку.

Читайте также: Коронавирус и экономика: осенняя проверка на прочность

3. По ренте на руду тоже нужна адекватность и экономическая оценка. Правильным будет вернуть прежние ставки до восстановления спроса на украинскую металлургическую продукцию. Иначе еще одну отрасль потеряем.

А вообще, очень хотелось бы видеть адекватность в действиях депутатов, а в экономических новациях — обоснование и расчеты с анализом последствий.

Анатолий Амелин

Новости

Популярные темы форума

analytics