Когда уйдут российские банки
2 февраля на пресс-конференции Валерия Гонтарева, тогда еще глава Национального банка, произнесла поистине историческую фразу: «У банков с российским капиталом в Украине нет будущего». В этот момент для «Сбербанка», «Проминвестбанка», «ВТБ банка», «БМ банка», «VS банка» и «Альфа-банка» и затикал таймер, отсчитывающий их время…, сообщает Курс Денег.
И если у «Альфа-банка», который приобрел у итальянской группы Unicredit их неудачное капиталовложение – «Укрсоцбанк» - еще есть шансы побороться за украинский рынок, то у остальных выбор невелик: или самоликвидация, или продажа.
То, что началось потом, акты вандализма и блокировки отделений «Сбербанка» и других «росбанков» лишь окончательно утвердили всех во мнении, что подобное решение принято на самом высоком уровне. Согласовано и пересмотру не подлежит. Осталось лишь ответить на вопрос «когда».
«ВТБ» уйдет в течение года
30 мая российский сайт INTERFAX.RU процитировал интервью главы «ВТБ» Андрея Костина изданию Financial Times: «Мы готовы закрыть бизнес [в Украине – Е.З.], но для этого потребуется, возможно, еще один год», - заявил глава ВТБ. Речь идет именно о закрытии банка. Найти покупателя на приобретенный в 2006 году у действующего президента Украины Петра Порошенко бывший банк «Мрию», похоже, так и не удалось.
Собственно, процесс уже начался. В декабре прошлого года «ВТБ» закрыл сразу несколько своих отделений в разных городах, включая даже областные центры. В банке активно идет сокращение сотрудников. Возможно, управятся даже раньше. Оставаться в Украине для банка уже давно стало дорогим удовольствием: только за первые три месяца 2017 года, по данным НБУ, убыток составил 351 млн.гривен.
Незавидная судьба и у другого приобретения российской группы «ВТБ» - «БМ-банка» (именно так после своевременно проведенного ребрендинга стал называться «Банк Москвы»). Его, как и «ВТБ», долго и безуспешно пытаются продать. Но воз и ныне там.
Покупателей нет или их в упор не видят?
Несмотря на постоянный поиск покупателей, согласовать условия покупки в Национальном банке не получается. Заместитель главы «ВТБ банка» Герберт Моос заявил, что ни одна из заявок от потенциальных покупателей «ВТБ» до сих пор не одобрена Национальным банком.
В то же время в Национальном банке утверждают, что не получали документы для согласования приобретения существенного участия в других банках с российским капиталом, кроме «Проминвестбанка» и «Сбербанка».
Пару месяцев назад «Сбербанк России» объявил о продаже 100% акций своей украинской «дочки» консорциуму инвесторов - латвийскому Norvik Banka и белорусской частной компании. Чуть позже Norvik Banka сообщил, что мажоритарным акционером консорциума, который приобретает украинский Сбербанк, является Саид Гуцериев, сын известного российского бизнесмена Михаила Гуцериева. При этом владелец Norvik Bankа Григорий Гусельников сообщал, что после завершения сделки бывшая "дочка" будет работать под его брендом.
16 апреля Национальный банк подтвердил, что купить «Сбербанк» планирует гражданин Великобритании и Российской Федерации Григорий Александрович Гусельников, являющийся владельцем АО "Норвик Банка" (JSC "Norvik Banka"). Документы от него были получены и находятся на рассмотрении. Однако сделка до сих пор не согласована.
«Альфу» решили взять измором
Банки, которые «не поняли тонкого намека», решили просто выжить из Украины. Именно это сейчас происходит с «Альфа-банком», который обвинили в нецелевом использовании кредитов рефинансирования, полученных в Национальным банком. Об этом говорится в решении Печерского районного суда города Киева от 29 мая 2017. Что интересно: в решении суда прямым текстом сообщается о злоупотреблении властью служащими Национального банка Украины при выдаче кредитов рефинансирования.
Прямо сейчас, по информации портала «Курс Денег», в «Альфа-банке» находится группа проверяющих из НБУ. Один из главных вопросов – соблюдение банком требований финансового мониторинга. Чем закончится проверка, предвидеть сложно. Но то, что под банк начали «копать» и делают это основательно, - это факт.
Какой простой вывод напрашивается? Банковскую систему Украины продолжают успешно «зачищать» от конкурентов в пользу четверки «госбанков», в которые хотят загнать всех украинцев – как физлиц, так и предприятия. 90 банков, которые функционируют в Украине, - это, очевидно, слишком много. Выживут «не только лишь все». Первыми уйдут «русские».
Егор Зелинский