Михаил Подоляк: о проверке "1+1" и санкциях против Медведчука
2-го февраля президент Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение СНБО о применении санкций в отношение Тараса Козака, соратника и однопартийца Виктора Медведчука. Из-за санкций прекратило вещание три телевизионных канала, которые прямо ассоциируют с Медведчуком, сообщает Курс Украины.
19-го февраля СНБО проведёт заседание, на котором могут быть приняты решения о наложении очередных санкций.
О заседании СНБО, пропаганде, санкциях, блокировке каналов, политических рейтингах и ОПЗЖ рассказал в интервью РБК-Украина советник главы Офиса Президента Михаил Подоляк.
О санкциях и телевизионных каналах
Наиболее важный вопрос в контексте закрытия телеканалов - это законность подобного указа президента. В обществе возникло много споров о том, допустимы ли санкции в отношении украинских физических лиц и насколько обоснованно введение этих самых санкций в конкретном случае.
На вопрос журналиста "Почему не показали доказательства причастности террористических организаций к финансированию телеканалов?"
Михаил Подоляк ответил следующим образом:
"Я бы это на две части разбил. Есть публичная часть, которая имеет отношение к санкционным законам, принятым еще в 2018 году. И соответственно, мы пошли по этому механизму. Санкционные законы четко объясняют мотивации закрытия данных каналов. Вторая часть касается конкретного, непосредственного доказательства того, что они финансировались из источников, которые имеют отношение к оккупированным территориям или к стране-агрессору. Это все будет в юридическом пакете. Господа владельцы, акционеры телеканалов, получат их в качестве юридических документов, чтобы идти дальше в соответствующие инстанции".
То есть доказательства будут. Только неизвестно когда, и увидит ли их общество.
Сам факт введения санкций против гражданина Украины, как утверждает Подоляк, является законно обоснованным в данном случае, поскольку в пакете документов, принятом Верховной Радой ещё в 2018 году указано, что под закон про санкции попадают "физические и юридические лица, резиденты Украины, если будет установлена их непосредственная связь с иностранными компаниями, имеющими отношение к стране-агрессору или оккупированным территориям, которые софинансируют те или иные проекты".
Также советник главы ОП в пример привёл Порошенко, который ранее накладывал санкции на граждан Украины.
Главной причиной того, почему власть выбрала путь санкций, а не судов, является то, что в Украине незавершенные реформы судов и правоохранительных органов.
"Мы доказали наличие каких-то сговоров между страной-агрессором и частью акционеров определенных телеканалов. Тем не менее, если мы дальше будем идти по судебной системе или системе правоохранительных органов, мы можем столкнуться с саботажем или заинтересованностью в том, чтобы получить ненадлежащий результат", - заявляет Михаил Подоляк.
Также журналист поинтересовался, планируются ли санкции в отношении других телеканалов. Особенно это касается каналов "Прямой" и "Наш", про которые в последнее время стали чаще говорить в контексте закрытия. На что Подоляк ответил, что не видит связи между этими каналами и "каналами Медведчука".
"Каналы Медведчука – это история финансирования со стороны страны-агрессора и незаконных военных образований на неподконтрольной Украине территории. То есть это прямая угроза национальной безопасности. Каналы пула Порошенко – это скорее вопрос чисто эстетический, насколько можно находиться в яме ненависти, а не на горе созидания" - сказал Михаил.
Кроме того Подоляк объяснил, почему решение СНБО появилось только спустя почти 2 года с президентства Зеленского. Это обусловлено тем, что Владимир Александрович планировал переформатировать политическое пространство Украины через диалоговую форму, но "оппонентам диалоговая форма не нужна, им нужен кнут и пряник".
"Они пытаются "пряник" себе этот наговаривать такой, чтобы он был гигантский. Грубо говоря, чтобы государство на них работало", - резюмирует Подоляк.
Также он добавляет:
"В какой-то момент президент понял, что идти по мягкому пути и соединить эти дороги – это не работает. Нужно очень жестко идти, говорить: ребят, вот есть правила, в рамках них все возможно, если вы хотите за них выйти, то государство будет очень жестко реагировать".
О пропаганде
Большой пласт вопросов так или иначе касался пропаганды, контрпропаганды и место Украины в информационной войне. Целесообразность закрытия телеканалов подаётся в контексте как раз контрпропаганды:
"Состояние войны предполагает контрпропаганду в том числе инструментального воздействия. Если вы не можете объемом денег или объемом вещания перекрыть действия вражеской пропаганды, ретрансляторами которой стали три данных канала, то безусловно, вы имеете абсолютное право, защищая территориальную, идеологическую и политическую целостность страны, использовать инструментальные методы".
Подоляк высказал своё мнение относительно информационной политики, подчеркнув слабые стороны страны в этом контексте.
"У нас есть большая проблема. Мы открытая страна, страна, в которой легко информационно работать любым смежным странам. У нас контрразведывательная, контрпропагандистская работа не на должном уровне, к большому сожалению", - заключил советник главы ОП.
Но при этом финансирование контрпропаганды Подоляк считает не самой приоритетной задачей, когда есть ситуации долготянущейся физической войны и глобальной пандемии, на которые уходят большинство ресурсов страны. Но при этом он заметил, что с 2015 года государство активно инвестировало в контрпропагандистские институты. Только для Михаила, как и для украинцев, остаётся открытым вопрос, как расходовались эти ресурсы.
О рейтингах
Неудивительно, что в интервью также фигурировала тема рейтингов не только президента, но и разных политических сил. За данными многих социологических агентств Владимир Зеленский хоть и всё так же занимает первое место в президентских предпочтениях украинцев, но рейтинг его значительно "проседает" со временем. Например, в недавнем исследовании КМИС от 5-7 февраля, нынешний президент уже набрал бы приблизительно 22,7% голосов.
В интервью журналист обратил внимание на то, что риторика президента и его команды немного сместилась в поле "патриотической части" электората, что может повлечь за собой падение рейтинга в некоторых регионах. Потенциально этот "отпавший" электорат может поддержать ОПЗЖ, а не президентскую партию.
"Мы не уходим ни в патриотическую, ни в какую-либо другую риторику. Как раз таки риторика очень простая: есть Украина, есть задача построить эффективную модель управления и есть вызовы, которые находятся на глобальном рынке и стоят перед страной. Уйти в нишу, которая будет диктовать, куда нам двигаться – это неправильно" - ответил Подоляк.
По его мнению, "патриотизм - это крутое государство, в котором уютно жить"
.
"Патриотическая ниша – это, к сожалению, "заюзанная" штампами история. Потому что мне кажется, что, на самом деле, 70% населения Украины – это именно патриоты, с точки зрения, что они хотят жить в самостоятельном государстве. Если говорить о патриотизме с этой точки зрения – да", - подытожил Михаил.
Хоть Зеленский всё ещё самый популярный политик в стране, но рейтинг недоверия к президенту и общее разочарование избирателей растёт. Одним из выходов из ситуации падения могли бы стать кадровые изменения на высоких должностям, например, в Кабмине. На это Михаил Подоляк ответил, что вопрос рейтингов, это вопрос ситуативного движения. Рейтинги часто не отображают реальные социальные ожидания и в социологических замерах "есть много спекулятивных элементов"
.
Судя по всему, Подоляк намекает на то, что правительство собирается "играть в долгую"
, чтобы исправить сложившуюся ситуацию теми кадрами, которые имеются на данный момент.
Хотя советник главы ОП понимает причины, которые повлияли на доверие к президенту и институтам власти. Как он замечает, "Украина устала от длительной войны, депрессии и нерешенных фундаментальных вопросов"
. К этому ещё добавляется "ковидная история"
и неудачные реформы. Например, медицинская, "которая оказалась фантастически непродуманной историей"
. Но оптимизма в отношении Зеленского Подоляк не теряет:
"Я думаю, что президент в ближайший год-полтора сможет вернуть уверенность в том, что у государства Украина хорошие перспективы. Соответственно вот это разочарование к началу следующего избирательного цикла будет существенно ниже".
Главными на данный момент информационными поводами, которые бьют по рейтингу власти, сейчас являются вакцина и тарифы. В этом вопросе Подоляк выделил, какая из тем более приоритетная для Офиса Президента.
"Вакцина – это ситуативная страшная история. Она показывает, что мир изменился и может возникнуть такая инфекция, которая может шокировать людей. Но вакцина для людей еще не осознается до конца риском, поэтому к вакцине они относятся гораздо проще, - сказал Подоляк, добавив, что тарифы всё-таки важнее. - Тарифы - это долгая история: ты платишь сегодня, завтра, послезавтра. А на базе этих тарифов ты выстраиваешь свою состоятельность – сколько денег ты можешь тратить на другие аспекты своей жизни".
О заседании СНБО
Помимо всего прочего тема разговора коснулась также и очередного заседания СНБО, на котором могут рассматривать санкции в отношении некоторых бизнес-процессов. Предположительно, что это касается как раз таки бизнеса, который относится к Виктору Медведчуку.
"Это одно из ключевых заседаний, потому что сейчас есть возможность в рамках СНБО довести до конца работу по всем этим странным бизнес-коммуникациям, которые были, в том числе и у Медведчука, и не только у него, и подвести итог аналитической работы, которая позволяет выйти на какие-то решения", - сообщил Подоляк.
Также он добавил главную цель заседания СНБО:
"За счет инструмента СНБО можно в конце концов разрывать определенные цепочки, в том числе по бизнесу, которые за годы создали инфраструктуру, позволяющую заработать много денег, которым можно перекидывать какие-то политические или пропагандистские проекты чужого для Украины толка".