Close button

Что творится в банковской системе Украины

Что творится в банковской системе Украины

Вчера стало известно, что Национальный банк объявил неплатежеспособным ПАО «Диамантбанк». В этот же день на сайте Фонда гарантирования вкладов появилось сообщение о вводе в него временной администрации сроком на 1 месяц – до 23 мая включительно, повідомляє Курс Денег.

О проблемах этого банка портал «Курс Денег» писал еще в прошлом году. Арест народного депутата Мартыненко, которого связывают с «Диамантбанком», фактически означал уже объявленный приговор банку. Поэтому ничего удивительного не произошло. Вопрос стоит немного по-другому – что вообще творится в банковской системе Украины?

Их осталось 90

После того, как «Диамантбанк» отправили на банковское «кладбище», в Украине осталось всего 90 функционирующих банков. Правильно было бы сказать – пока функционирующих. Потому что неизвестно, сколько еще банков и как быстро Нацбанк объявит «неплатежеспособными».

Примечательно, что необъявленная война идет исключительно против банков с украинскими собственниками. В 2016 году Национальный банк ввел следующую градацию банков:

  • государственные банки, точнее, банки с государственным участием (в которых государству принадлежит свыше 75%);
  • банки иностранных финансовых групп;
  • группа I (банки, часть активов которых больше 0,5% активов всей банковской системы);
  • группа II (банки, часть активов которых меньше 0,5% активов всей банковской системы).

А уже в 2017-м группы I и II были объединены в одну – «банки с частным капиталом». Причина – стремительное уменьшение количества истинно украинских банков. После ввода ВА в «Диамантбанк» в Украине фактически осталось всего 8 крупных и средних банков с украинскими владельцами:

  • «ПУМБ» - банк крупнейшего украинского олигарха Рината Ахметова;
  • «Пивденный», принадлежащий одесским бизнесменам Марку Беккеру и Юрию Родину;
  • «Кредит-Днепр» олигарха Виктора Пинчука;
  • «Мегабанк» харьковского предпринимателя Виктора Субботина;
  • банк «Восток», акционеры - "Фоззи групп" (это те, кто "Фоззи" и "Сильпо") и супруги Вадим и Лия Мороховские;
  • «А-банк», принадлежащий братьям Суркисам;
  • «ТАСкомбанк» и «Универсалбанк» Сергея Тигипко.

Всего же банков с украинскими владельцами состоянием на текущий день осталось ровно 59.

Сами уйдут

Банки с иностранным капиталом Национальный банк пока не трогает. Периодически начинают гулять слухи о возможном вводе временной администрации в тот или иной банк с российским капиталом, однако все это так и остается слухами. Против них было применено другое оружие – бетонные блоки, листовки, краска и пикеты на входы. Что уже дало свои входы: «Сбербанк» перепродают и недавно стало известно о продаже «Проминвестбанка». Будет ли эта продажа реальной или только для видимости – покажет время.

Что касается банков с западным капиталом, все они были бы рады покинуть «гостеприимный» украинский рынок. Однако покупателей на банки в самой Украине – не так много. Исключением стало недавнее приобретение «Универсалбанка», который Сергей Тигипко выкупил у греков. Но так везет не всем.

Тем не менее, уже очевидно: количество иностранных банков в Украине будет только уменьшаться. Одних «выживут», другие – сами уйдут.

Кто останется

Конечным выгодоприобретателем от происходящей в банковской системе вакханалии несомненно является… государство. Создание государственной монополии в банковской системе, концентрация в четырех крупнейших государственных банках – «Приватбанке», «Ощадбанке», «Укрэксимбанке» и «Укргазбанке» - подавляющего большинства средств не только украинских предприятий, но и населения – вот истинная задача, поставленная в свое время перед Валерией Гонтаревой, и блестяще ей исполненная.

Впрочем, не стоит думать, что все это делается ради блага страны. После того, как «Приватбанк» и «Укргазбанк» будут очищены от долгов (следует понимать – по ним заплатим мы все, простые украинцы), на эти банки быстренько найдутся покупатели. Ради этого, в принципе, все и затевалось…

Егор Зелинский

Новини

Популярні теми форуму

analytics