Close button

Рынок газа и долги: позиция Нафтогаза

Рынок газа и долги: позиция Нафтогаза

Загнанный в угол обвинениями со стороны местных властей и представителей теплокоммунэрго (ТКЭ), Нафтогаз со скрипом признал, наконец, как реальную угрозу срыва отопительного сезона, так и невозможность погашения долговой пирамиды участниками рынка, которых он закидал штрафами, повідомляє UBR.

Более того, идя навстречу остальным участникам, НАК даже предложил возложить на госбюджет уплату своих штрафов и пеней.

Впрочем, оппоненты Нафтогаза обрадовались слишком рано. Монополист тут же перешел в "гибридное" контрнаступление, выставив на этот раз впереди себя независимого Оператора ГТС, который в лице своего руководителя Сергея Макогона на онлайн-конференции, организованной Energy Clab, спрогнозировал рост долгов уже в этом году в шесть раз. Эксперты делают выводы, что Нафтогаз и Оператор ГТС действуют синхронно, загоняя в долговое рабство всех остальных участников рынка с целью повесить свои проблемы на налогоплательщиков.

ГТС остановится?

На конференции, посвященной взаиморасчетам Оператора ГТС с операторами ГРМ (облгазами), Макогон заявил, что задолженность участников рынка перед Оператором ГТС составит 6 млрд грн уже в этом году, при том, что на данный момент, по словам того же Макогона, вся задолженность облгазов составляет 1 млрд грн.

"До конца года мы ожидаем, что долги облгазов составят 6 млрд грн. Это значит, что мы либо недофинансируем зарплаты, ремонты, мероприятия, связанные с эксплуатацией ГТС значит, мы не сможем гарантировать и бесперебойную транспортировку. Если у нас не будет денег рассчитаться за газ, который мы покупаем, который облгазы отбирают и с нами не рассчитываются значит, ГТС остановится. Если газа нет в системе система не работает", – заявил в ходе своего выступления Макогон.

Читайте также: Коболев объяснил, откуда у "Нафтогаза" миллиардные убытки

До конца года осталось всего три месяца, поэтому шестикратный рост задолженности участников рынка перед Оператором ГТС представляет из себя событие из ряда вон выходящее. Не говоря уже о том, что сам факт остановки всей газотранспортной системы (ГТС) является катастрофической по своим последствиям как для населения, так и для транзита российского газа в Европу, и европейского – в Украину.

Производственные затраты

Облгазы газ не продают – их задача исключительно его транспортировка и обслуживание распределительных сетей. Однако покупать голубое топливо им необходимо для обеспечения перемещения газа к потребителям. Сейчас облгазы закупают его по контрактам и рыночным ценам, стоимость закладывается и в тарифы для населения. В случае недостатка средств они могут использовать услугу балансировки у Оператора ГТС. Правда, стоимость такого газа выше рыночной.

Однако, согласно данным главы правления Ассоциации газового рынка Украины Дениса Сенектутова, участника онлайн-встречи, затраты на технологический газ составляют 1,5 млрд куб м в год, и 60% от этого объема уже по факту куплены. Даже если все оставшиеся 600 млн куб м не будут оплачены, то при максимальной цене балансировки в 6 600 грн (с НДС) за 1 тыс. куб м, долга в 6 млрд грн получить невозможно. При этом в тарифе затраты заложены по факту и того меньше

"Это невозможно. В тарифе Операторов ГРМ на данный момент заложено около 4 млрд грн на технологический газ на весь год. Для того, чтобы сделать такой долг – нужно балансироваться за счет объемов газа Оператора ГТС весь год. А это значит, что Оператор ГТС готовится повторить трюк с искусственными долгами тепловиков и в этом отопительном сезоне. То есть перекладывать ответственность за поставки газа для отопления с НАК "Нафтогаз" на облгазы. Только так в 2020 году можно "наштамповать" 6 млрд долгов перед Оператором ГТС", – объяснил Денис Сенектутов.

Речь идет о небалансах – старой схеме, благодаря которой Нафтогаз ранее и создал значительную часть пирамиды фиктивных долгов на рынке газа.

Небалансы

ТКЭ, которые отапливают зимой население, получают газ по утвержденной правительством "социальной" цене (ПСО). Однако в том случае, если ТКЭ оплачивает поставки несвоевременно – а эта обычная история, ведь население всегда платит за тепло и горячую воду с опозданием – Нафтогаз накладывает на коммунальщиков штраф. Прямо сделать это он не имеет права, так же, как и отключить газ в отопительный сезон, поэтому прибегал к хитроумной схеме.

Нафтогаз штрафовал не ТКЭ, а собственную "дочку", предшественницу Оператора ГТС – компанию Укртрансгаз. Укртрансгаз в свою очередь перекидывала этот штраф на облгазы, добавляя штрафные санкции еще и от себя, а те уже имели право штрафовать коммунальщиков со своей "маржой". В результате такой махинации стоимость такого "социального" газа по факту взлетала в 2-3 раза.

Ни ТКЭ, ни облгазы не платили такие штрафы и оспаривали их в судах, которые, по словам председателя Экспертного совета по вопросам развития газовой промышленности и рынка природного газа Леонида Униговского, как правило, становились на их сторону. Тем не менее формально долги были, их объем рос, и на сегодня такой оспариваемый долг уже составил 67 млрд грн в общем объеме подобных же фиктивных долгов в 114 млрд грн.

"Финансовые показатели Нафтогаза улучшались, но зато положение других участников рынка – ТКЭ и облгазов ухудшалось. Все такие долги необходимо списать, в Раде есть соответствующий законопроект №3800-1, на мой взгляд, его нужно принимать", – считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Оператор ГТС "химичит"

На конференции Energy Clab были озвучены цифры, из которых следует, что независимый Оператор ГТС, который с 1 января 2020 года пришел на смену Укртрансгазу и формально уже никак не связан с Нафтогазом, по факту продолжает ту же политику наращивания долговой пирамиды.

Так, согласно официальным данным Оператора ГТС, всего газораспределительные компании должны за услуги балансировки 995 млн грн. Однако, как минимум, треть из них – 270 млн грн – возникли в результате этой самой схемы фиктивного небаланса, задействованной уже Оператором ГТС.

По словам Сенектутова, Нафтогаз должен был на эту сумму поставить газ Луганской ТЭЦ по твердой ПСО-цене, однако не подтвердил эту поставку (номинацию) Оператору ГТС, в результате чего тот посчитал, что газ, по факту поставленный тепловикам, был несанкционированно отобран, и наказал за это... местный облгаз. Эксперты считают, что эти действия Оператора ГТС и НАК Нафтогаз согласованы.

Читайте также: Нафтогаз заявил об угрозе срыва отопительного сезона

"Оператор ГТС находится в оперативном управлении НАК Нафтогаз, когда формально он считается независимым оператором рынка, а де-факто находится полностью под управлением Нафтогаза", – считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

Согласны с этим и другие эксперты, добавляя, что вся реформа газового рынка оказалась неэффективной – НАК как был монополистом, так по факту им и остается.

"Весь смысл реформы заключался в том, чтобы Нафтогаз разделить и вообще уничтожить. Но ему в итоге зачем-то отдали газодобычу, а в руководство Оператора ГТС Коболев посадил Макогона и продолжает определять политику "независимого" оператора. А сейчас Коболев и Макогон попросту устроили "крестовый поход" против облгазов", – констатирует Марунич.

За счет налогоплательщика

Цель возрожденного Оператором "схематоза небалансов", считает Землянский, связана с расчетом, чтобы хотя бы какую-то часть фиктивных долгов, выставленных на ТКЭ, в конечном итоге оплатили местные бюджеты. Ведь к отопительному сезону готовиться нужно, ТКЭ стоят без газа, а у многих, например, в Николаеве, Чернигове и других вообще арестованы счета.

По информации самого Нафтогаза, под угрозой срыва – начало отопительного сезона в 60 городах. Неудивительно, что местные власти накануне местных выборов вынуждены оплачивать даже спорные долги.

При этом действия Оператора ГТС по увеличению долговой пирамиды прямо идут в фарватере также и вышеуказанной заявленной Нафтогазом политики повесить все проблемные долги, появившиеся в результате навязанных и непризнаваемых штрафов и пеней, на госбюджет, то есть на налогоплательщика.

Под все эти фиктивные долги, акцентируют эксперты, Нафтогаз формирует так называемые "резервы". В финансовой отчетности появляются резервы на обесценивание задолженности, которые не фигурируют в качестве прибыли и фактически выведены за пределы баланса. Благодаря задействованию подобных "резервов" прибыль Нафтогаза искусственно занижается, а значит, и меньше налогов и дивидендов идет в госбюджет.

"Под эти долги Нафтогаз формирует "резервы", такие же как делают банки – под кредиты. С этим еще Гройсман воевал. Я не удивлюсь, если история с долгом на Луганскгаз также сделана с целью подкорректировать финансовую отчетность Нафтогаза", – считает Марунич.

Так, Нафтогаз обязан уплачивать в госбюджет 90% дивидендов. Однако, как следует из сообщения самого Нафтогаза от 23 сентября, с прибыли за 2019 году уже уплачено 95% дивидендов. Такими "завышенными" цифры могут стать за счет искусственного занижения доходной части Нафтогаза с помощью "резервов", связанными с фиктивными долгами со стороны участников рынка.

Новини

Популярні теми форуму

analytics