Конституционный шторм: что отменил КСУ и вернул Зеленский
Украина вошла в конституционный кризис. Он состоит из двух частей: маленькой, которая началась уже, и большой, которая анонсирована на ближайшее будущее, повідомляє Деловая столица.
Непосредственным поводом для кризиса стало решение Конституционного суда Украины (КСУ), принятое 27 октября и обнародованное на следующий день. Рассмотрев представление 47 народных депутатов из фракции ОПЗЖ и группы «За будущее», КСУ признал неконституционной статью 366-1 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за декларирование недостоверной информации. Также суд признал неконституционным ряд положений закона «О предотвращении коррупции». В частности, КСУ отменил важнейшие полномочия НАПК (Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции).
28 октября в 19:00 НАПК, исполняя решение КСУ, закрыло доступ в реестр электронных деклараций лиц, уполномоченных на осуществление функций государства. А утром 29 октября стало известно, что Владимир Зеленский собрал заседание Совета национальной безопасности и обороны.
После заседания СНБО во исполнение принятого там решения было проведено внеочередное заседание правительства. Состоялось оно в президентском офисе на Банковой при участии самого Зеленского. «Кабинет министров по инициативе президента утверждает решение, которое станет шагом к восстановлению полноценной работы реестра деклараций.
Уже завтра каждый украинец сможет зайти и увидеть декларации чиновников и политиков», – объявил премьер-министр Денис Шмыгаль. Также правительство обязало НАПК обеспечить проведение специальных проверок в соответствии с требованиями закона «О предотвращении коррупции».
Юридически это означает, что с этого момента правовое поле в Украине раздвоилось. В одном правовом поле действует решение КСУ. А в другом – распоряжение правительства.
Очень интересно, какое правовое поле для себя выберут те чиновники, депутаты, судьи, которые обязаны подавать е-декларации. И в особенности интересно, что будет с теми, кто ослушается. Как поступят суды: приговорят строптивцев по статье 366-1 УК, которую КСУ признал неконституционной, или же оправдают.
В числе самых строптивых, не желающих заполнять декларации, могут оказаться именно судьи. А судьи очень неохотно выносят приговоры своим коллегам по судейскому цеху.
В результате мы имеем перспективу одновременного существования двух правовых полей, в одном из которых будут жить Зеленский и правительство, а в другом – вся судебная система.
Да, и это – только маленькая часть того конституционного кризиса, в который вошла Украина 29 октября.
Перезапуск Конституционного суда
Вторая, гораздо большая часть, должна наступить в скором времени. О ее содержании офис Зеленского объявил так: «На заседании СНБО президент поручил безотлагательно зарегистрировать в Верховной Раде законопроект, в котором предусматривается восстановление добропорядочности судопроизводства в Конституционном суде».
Эвфемизм «восстановление добропорядочности судопроизводства» означает перезапуск КСУ. Какой конкретно механизм будет использован – пока еще в точности неизвестно, поскольку самого проекта еще нет. Да и собрать большинство для принятия необходимого законопроекта тоже может оказаться непростой задачей.
Но можно точно сказать, что перезапуск Конституционного суда приведет к еще одному раздвоению правового поля. Ибо Конституция не дает возможности ни президенту, ни парламенту досрочно лишить полномочий судей КСУ. Поэтому судьи КСУ, несомненно, будут настаивать на своем праве принимать любые решения, какие им вздумается.
Читайте также: Налоги для бизнеса: чего ожидать в 2020-2021 году
С другой стороны, у Зеленского есть зацепка в виде статьи 5 Конституции, где говорится, в частности, что «никто не может узурпировать государственную власть». И есть, кстати, решение КСУ от 5 октября 2005 г., в котором разъясняется, что «положение "никто не может узурпировать государственную власть" надо понимать как запрет захвата государственной власти путем насилия или другим неконституционным или незаконным способом органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами или их объединениями». Так вот, сейчас в роли такого узурпатора будет предъявлен КСУ. Не отдельные конституционные судьи, а весь Конституционный суд как орган.
По имеющейся информации, для этого могут быть использованы, как минимум, два основания. Во-первых, это то, что КСУ своими решениями противодействует закрепленной в Конституции «необратимости европейского и евроатлантического курса Украины». Во-вторых, это то, что КСУ фактически присвоил себе исключительные полномочия Верховной Рады, когда отменил статью 366-1 УК.
Политическая кампания
Разумеется, помимо юридического тут есть и политический аспект. Фактически Зеленский объявил «крестовый поход» против КСУ под лозунгами защиты европейской и евроатлантической интеграции. Можно сомневаться в том, насколько это искренний и долгосрочный выбор. Но на данный момент фактом является то, что ради победы над КСУ Зеленский решил поднять знамена ЕС и НАТО.
Еще вечером 27 октября офис Зеленского заявил: «Осознаем, что решения Конституционного суда окончательные и не подлежат обжалованию. Но окончательным и не подлежащим обжалованию также является и стремление Украины к полноценному присоединению к европейским и евроатлантическим структурам. Неотъемлемой частью этого стремления является обязанность преодолеть коррупцию в Украине, сделав национальную политику чистой».
На заседании СНБО 29 октября Зеленский подчеркнул, что решения КСУ создают угрозы для национальной безопасности. «У нас не будет денег, у нас не будет поддержки, будут отменены и наработанные проекты, и поддержка Всемирного банка. У нас будет большая дыра в бюджете. А главное – мы не понимаем, какой сюрприз Конституционный суд сделает завтра или послезавтра», – заявил он.
Эту тему продолжил секретарь СНБО Алексей Данилов. По его словам, есть «веские основания считать, что существует целостный план, направленный против основ украинской государственности. В этом случае Конституционный суд выступает "ледоколом" достижений Украины на пути к европейской и евроатлантической интеграции, разрушая антикоррупционное законодательство».
По прогнозу Данилова, такие действия суда чреваты катастрофическими последствиями: создаются условия полного недоверия к Украине со стороны ЕС и НАТО; ставится под угрозу безвизовый режим; делается невозможным сотрудничество с международными финансовыми институтами; подвергается чрезвычайным рискам получение Украиной ПДЧ — Плана действий для членства в НАТО.
«Возникает вопрос, какие внешние и внутренние силы дирижируют этой ситуацией? Кто заинтересован в максимальном ослаблении украинской власти и свертывании европейской интеграции? К сожалению, прослеживается аналогия с событиями 2010–2014 гг., когда происходила активизация российских "агентов влияния", сворачивался европейский вектор развития, а Конституционный суд времен Януковича своим решением дал возможность узурпировать власть. Последствия известны…» — резюмировал Данилов.
Война против всей судебной системы
В сообщении офиса Зеленского об итогах заседания СНБО говорится, что «также было принято решение об активизации деятельности Комиссии по вопросам правовой реформы при Президенте Украины и ускорении подачи предложений относительно судебной реформы». То есть нужно принимать как факт, что в это противостояние будет втянута вся судебная система.
Приведем еще некоторые подробности от главы НАПК Александра Новикова. «Фактически Конституционный суд и вообще судебная власть, как мы видим из последних решений, уже подменила собой не только исполнительную власть, но и парламент. Согласно Конституции, только он определяет, какое деяние является преступлением (прописывая это в Уголовном кодексе).
Конституционный суд напрямую, без каких-либо обоснований написал:
"Мы считаем, что непредставление декларации или ложь в декларации на десятки миллионов – не преступление". Это называется узурпацией государственной власти. Конституционный суд должен защищать Конституцию, а он сам ее нарушил», – заявил Новиков в интервью babel.ua.
В качестве аналогии он привел ситуацию после бегства Януковича. Тогда парламентом были приняты спорные решения с точки зрения соответствия Конституции, но они были необходимы для спасения государства. Как утверждает Новиков, сейчас в планах КСУ отменить Высший антикоррупционный суд, закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», земельную реформу. «Поэтому я не вижу другого пути», кроме реформирования КСУ, говорит глава НАПК.
По его словам, парламент должен принять закон, каким образом сформировать новый состав КСУ. И тогда уже новый состав КСУ может изменить те решения, которые были приняты нынешним составом.
Итак, все это предстоит в скором времени. По словам Шмыгаля, работа над законопроектом о восстановлении доверия к конституционному судопроизводству уже ведется во взаимодействии с Офисом президента. Главу Конституционного суда вызвали на допрос в ГБР. Мы входим в конституционный шторм. Будем надеяться, что волной смоет только врагов Украины.
Юрий Вишневский