Старик и горе: Зе-команда и пенсионная реформа
Есть такая неполиткорректная украинская пословица: "Нет хуже пана, чем из хама". Вводя ее в современный контекст, скажу: нет хуже защитника социально уязвимых слоев населения, чем председатель "социального" комитета Рады, повідомляє 112.
В нашем случае речь идет о – не побоюсь этого слова – легендарной Галине Третьяковой, авторе высказывания о "некачественных детях".
Галина Николаевна подбросила на рассмотрение текущей сессии целую кипу законопроектов – в частности касающихся работы профсоюзов, Фонда социального страхования и так далее. Коснулась она и пенсионной тематики. Но если в случае с соцстрахом Третьякова предлагает передать деньги фонда государству, то с пенсиями все наоборот: государство вообще выносится за скобки, а на пенсии предлагается копить самостоятельно.
То есть речь идет о старой как мир потребности заменить украинскую солидарную систему накопительной. Что, в принципе, и правильно, и прогрессивно. Но – важная ремарка – если речь идет об абстрактном пенсионном обеспечении, а не о конкретном государстве, а тем более – об Украине.
Да, премьер Шмыгаль предупредил всех нас, что через 15 лет денег на пенсии не будет вообще. Поэтому накапливать их надо в режиме "сегодня на вчера". А еще лучше – "сегодня на позавчера". И чтоб совсем перфектно – "сегодня на десять лет назад"... Но что конкретно предлагает Третьякова?
Депутат от "Слуги народа" зарегистрировала законопроект №2683, который предусматривает направление отчислений ЕСВ (единого социального взноса) в накопительные фонды (читай: в негосударственные пенсионные фонды). Такое направление является обязательным и устанавливается в размере 1% от зарплаты для работника и 2% для работодателя. Можно и больше (по желанию), но не меньше.
Далее позволю себе длинную цитату из пояснительной записки, прилагаемой к законопроекту №2683:
"Так, работодатели будут платить 2% от размера заработной платы работников, а участники системы (работающие лица) будут платить взносы в размере 1% от заработной платы (дохода). По желанию работника размер его самостоятельных взносов может быть увеличен. Работодатель обязан пропорционально дополнять взносы работника собственными взносами в размере до 5% от суммы заработной платы такого работника.
Законопроектом предлагается установить, что средства накопительной системы являются собственностью участников системы (лиц, из заработной платы которых осуществляются отчисления) в размере, накопленном на их индивидуальных накопительных пенсионных счетах, а в случае смерти лица право собственности на пенсионные сбережения переходит к его наследникам.
Законопроектом предложена комбинированная модель функционирования системы накопительного пенсионного обеспечения, которая предусматривает аккумулирование взносов в Пенсионном казначействе, привлечение Центрального администратора для удешевления и консолидации услуг по администрированию персонифицированных счетов участников Пенсионного казначейства, а также в негосударственных пенсионных фондах, допущенных к деятельности во втором уровне пенсионной системы путем авторизации".
Я не стану сейчас подробно останавливаться на том, что такое "Пенсионное казначейство" и кто такой "Центральный администратор". Скажу проще: Третьякова действительно хочет сохранить некий гибрид солидарной и накопительной систем. Первая будет представлена неким центральным координирующим органом, вторая – рядом негосударственных фондов, а между ними еще и найдется место для непонятных "компаний по управлению активами".
А платить за всю эту "роскошь" будет – кто? Правильно, простой трудяга и его работодатель. Последний мало того, что тянет на себе бремя ЕСВ, он еще и вынужден будет "пропорционально дополнять взносы работника собственными взносами в размере до 5% от суммы заработной платы такого работника".
Красоту такой игры сложно переоценить. Это фантастика. Инструктаж по поводу того, как сесть на голову работодателю и дожимать его до полного нежелания иметь в Украине бизнес, платить налоги и создавать рабочие места.
К чему все это приведет?
Бизнес, который столкнется с новыми обязательными отчислениями, получит три варианта действий. Первый: уменьшить рабочим зарплату и/или сократить рабочие места. Это – если играть по-честному. Второй вариант: уйти в тень и часть зарплаты (если не всю) выплачивать в конвертах. Наконец, третий вариант: просто закрыться и эмигрировать или искать другие пути выживания. Но уже без наемных работников и без уплаты налогов.
Мне очень жаль, что никто не объяснил Третьяковой (хотя она сама, наверное, "качественный ребенок", поэтому должна понимать такие вещи без подсказки!), что рост фискальной нагрузки отнюдь не приведет к более быстрому наполнению пенсионных фондов. Он будет иметь иные, отрицательные, последствия, о которых говорилось выше.
И второй момент. Ежемесячные 3% отчисления с зарплаты украинцев (1% от работника и 2% от работодателя) – это полный ноль для обеспечения себя в будущем. Разве что речь идет о зарплате в 500 тысяч гривен, которую получают, например, некоторые члены наблюдательных советов государственных предприятий. Тогда да, ежемесячное откладывание денег в эквиваленте 3% от зарплаты будет выглядеть неплохо.
Но 3% от зарплаты в 10 тыс. – это 300 гривен. Не очень-то и разживешься на такую сумму в старости. Особенно с учетом инфляции. Чтобы из такой схемы получилось что-либо путное, откладывать нужно значительно больше – ну хотя бы 10% от зарплаты ежемесячно. Только очень прошу, не говорите об этом Третьяковой. Она вполне способна повесить на работодателя и эти 10%.
К сказанному хочу добавить то, что парламентский комитет по предупреждению коррупции, членом которого я являюсь, проанализировал законопроект №2683 и отметил следующее.
Первое: Украина пока не демонстрирует достаточный уровень экономического развития для внедрения накопительного пенсионного обеспечения. Второе: любой негосударственный пенсионный фонд может превратиться в "финансовую пирамиду". Третье: отбор участников второго уровня пенсионной системы (все эти "компании по управлению активами") создает значительные коррупционные риски, поскольку де-факто избранными станут отдельные финансовые учреждения.
Комитет предлагает гораздо более четко прописать, как будут взаимодействовать между собой "старый" Пенсионный фонд, новосозданное Пенсионное казначейство и негосударственные пенсионные фонды. А также обращает внимание на то, что фондовый рынок в Украине находится в зачаточном состоянии – он не развит, неизвестен широкой общественности и может быть с легкостью подменен фирмами-"прокладками", действующими в интересах определенных финансовых групп.
Словом, коррупционных рисков в законопроекте, который вышел из-под пера Галины Третьяковой, – хоть отбавляй. В нынешнем своем виде он не подлежит принятию и внедрению в жизнь. В этом случае необходимо или править его весь с красным карандашом в руках, или создавать альтернативный документ (последнее выглядит менее затратным вариантом).
И уже совсем напоследок: у меня лично нет сомнений в том, что солидарная пенсионная система, доставшаяся нам в наследство от СССР, устарела и морально, и финансово. Но, возможно, начинать ее реформу нужно отнюдь не тогда, когда экономика находится на спаде и когда нынешнему кризису не видно конца. Нужно предусмотреть все финансовые риски, прежде чем браться за такую революцию.
У нас уже был показательный пример проблемной банковской системы, за которую бывшая глава Нацбанка Гонтарева взялась как бы с благими намерениями – вывести с рынка неэффективные банки. Любые изменения должны быть системными и продуманными. Нельзя сегодня давать старт накопительной пенсионной системе, не имея чем заткнуть "дыру" в солидарной системе. А нынешний дефицит Пенсионного фонда уже перевышает 200 млрд грн, и чем его покрыть – остается неясным.
Разве что еще раз запустить лапу в коронавирусный фонд? Хотя нет, ведь он – усилиями управленцев Зеленского и Шмыгаля – уже давно опустел.
Антонина Славицкая