Close button

Правила автоспорта для работы и жизни

Правила автоспорта для работы и жизни

Автогонки в Украине остаются в основном не в поле зрения общественного внимания. Автоспорт, как правило, держится на энтузиастах, которые реализуют свои мечты о скорости, драйве и атмосфере соревнования. Впрочем, такое занятие закаляет характер и учит достигать цели. О том, как «гоночки» меняют жизнь, мы поговорили с Борисом Каргиным, призером Чемпионата Украины по кольцевым гонкам UTC 2019 и просто гонщиком с горящими глазами, сообщает НВ.

— Что для вас спорт?

— Это, во-первых, способ самовыражения. Во-вторых, учитывая, что мы говорим об автоспорте, это реализация детской мечты. Не могу сказать, когда она появилась. Наверное, многие мальчики так или иначе мечтают о машинках, о гонках, но не все проносят это с собой через жизнь. Не у всех появляются возможности ее реализовать. Меня всегда привлекали машины, с самого младшего возраста. Тогда, конечно, речь не шла об автоспорте.

— Как этот интерес развивался с детства и в дальнейшем, во взрослой жизни?

— Знаете, мое поколение росло на фильмах об автогонках, таких как Форсаж и другие. Хотелось так же, поэтому на тех машинах, которые были доступны, устраивали уличные автогонки. Участвовали в аматорских соревнованиях, которые иногда проводились. Несмотря на то что возможностей было не так много в украинских реалиях, интерес сохранялся. Но к серьезным занятиям автоспортом получилось прийти только к тридцати годам.

— С чего начинались любительские занятия автоспортом?

— Раньше я жил в Мариуполе. Там есть старый аэродром со взлетно-посадочной полосой — там и проводились по субботам гонки. Впервые в них я поучаствовал в 2006 году, тогда мне было 18 лет.

— Едва ли это выглядело, как кадры из Форсажа или (популярной серии гоночных симуляторов) Need for Speed?

— Конечно, «мощно заряженых» или стильных глянцевых машин было очень мало. Все гоняли, на чем было. Например, на Жигулях или Ланосах… Да, что-то похожее на кино было — красивые девушки, например — но это не тот «гламур», который можно увидеть в голливудских фильмах. Иногда, правда, бывали соревнования, которые поддерживали спонсоры: на них приезжали машины классом повыше. Такие мероприятия уже больше напоминали знакомую многим картинку с экранов.

— Не могу не спросить: думал ли кто-то о безопасности таких соревнований?

— Нет-нет, что вы, это вряд ли кому-то приходило в голову. Многие даже банально не пристегивались, не говоря уже о какой-то экипировке или еще о чем-то. Молчу вовсе про динамичные гонки, где автомобили цеплялись друг за друга. Это было за гранью какой-либо безопасности.

— Но при этом, наверное, немало внимания уделялось кастомизации и моддингу?

— Конечно. У меня машина была полностью своими руками собрана. Первым моим авто был Ланос, в который поставил мощный мотор от Опеля, хорошие тормоза, подвеску. Было вложено немало времени, сил и денег. Абсолютно все уходило в машину, на все ушло лет пять.

«С этим можно работать»

— Когда вы решили перейти из любительской категории в профессиональную?

— Наш первый сезон был в прошлом году — мы пришли с другом на (столичный автодром) Чайка и начали серьезно заниматься. Благо, что водительский опыт у нас солидный — уже где-то полмиллиона километров на каждого на тот момент было откатано. Профессиональных навыков для автоспорта, если не считать картинга, практически не было. Тренер посмотрел на нас и сказал: «Хорошо, с этим можно работать» (смеется). Начинали с зимних заездов на Чайке, катали весь сезон. Отрабатывали разные приемы, например, против заносов. Затем, весной, уже пошли на «кольцо».

— Что, с вашей точки зрения, оказалось самым непростым во время подготовки?

— Две вещи, наверное. Думаю, для человека, который только начинает в автоспорте, первое и самое непростое — отказаться от «гражданских» водительских привычек. На кольце они будут только мешать. Второе — это работа со страхом. С этим помогают регулярные тренировки: чем больше практикуешься, тем дальше раздвигаешь собственные границы. Стремление совершенствоваться — и, в каком-то смысле сделать себя лучше — отлично с этим помогает.

— Расскажите о своем первом профессиональном выступлении? Это был Чемпионат Украины по кольцевым гонкам UTC в прошлом году?

— Да, поехал на нем на BMW. Оказалось, поехал первым в новом классе, который только появился в прошлом году — super touring. Это класс без ограничения мощности двигателя, то есть, в нем участвуют самые эффективные машины. В целом за сезон в Украине получил три кубка — два первых места и одно второе. Две гонки, можно сказать, прошли с самим собой, другие машины были классом ниже. А на третьей появились соперники, была борьба.

— Какие эмоции вызывали соревнования?

— Перед первой гонкой было волнение, очень сильное. Как бы хорошо не готовился, все равно переживаешь, что сделаешь что-то не так. Плюс зрители, камеры добавляют напряжения. Но на самом деле, когда начинаешь гонку, все внешнее исчезает и концентрируешься только на происходящем: дороге, машине, соперниках. В первой гонке я сделал ошибку: поехал не по той траектории. И это задало характер соревнования: все время приходилось возвращать себе позицию. В итоге я совершил 12−15 обгонов — благо, без инцидентов. Поэтому на вторую выходил уже с продуманной стратегией.

— Насколько важно логически просчитывать гонку?

— Знаете, гонки можно сравнить с шахматами. Например, моя первая гонка. Я стартовал не лучше, не хуже остальных. Но при повороте занял внешнюю траекторию, тогда как пелетон прошел по узкой, из-за чего мне пришлось сосредоточиться на «отвоевывании» позиций. Во второй гонке я уже на старте поставил машину так, чтобы на прямых колесах пройти в коридор между остальными автомобилями. И благодаря такому маневру с 3−4 места в пелотоне я вышел на первое.

— То есть, не всегда нужно быть быстрее других — иногда достаточно просто быть умнее?

— В какой-то степени да. Нужно понимать характеристики соперников. В последних двух гонках прошлого сезона мой оппонент был на более мощной машине. Но изначально я понимал, что он будет напирать — и не давал ему пройти. В конце концов, на нервах он сделал ошибку, его развернуло, и он отстал. Так что даже с более быстрым соперником правильные действия могут привести к победе. Но и когда тебя догоняют, важно не поддаваться волнению и не совершать ошибок.

Читайте также: Бари Алибасов разводится с Лидией Федосеевой-Шукшиной

Вождение как отражение характера

— Нужен ли какой особый талант для этого вида спорта?

— Думаю, да. Все-таки не каждый человек сможет им заниматься, не у каждого есть способности сесть за руль и участвовать в гонках. Последнее требует как минимум прекрасного чувства автомобиля, в том числе, практически интуитивного понимания всех сил, которые воздействуют на автомобиль. Конечно, часть такого понимания приходит с опытом, но склонности к этому должны иметься. Во-вторых, быстрая реакция и хороший глазомер. В-третьих, устойчивая психика. Если речь идет о гонке, где в пелотоне находится 20−25 машин, где может быть контакт, на большой скорости — холодная голова просто необходима. Когда все эти свойства есть, а они присущи многим, остается просто практиковаться и нарабатывать технику.

— Какие навыки из спорта помогают в деловой жизни?

— Здесь не хочется быть, конечно, быть банальным. Но «правила» для жизни и спорта во многом похожи. Видеть свою цель и смело идти к ней. Не опускать руки при неудачах. Но для меня спорт и работе — это разные пространства, которые едва ли пересекаются. С другой стороны, думаю, вождение — даже не автоспорт — это тоже проявление характера человека, а автомобиль — по сути, его продолжение. И здесь речь как раз идет и об интеллигентности, и об агрессии, которая бывает у человека за рулем. Не может воспитанный и умный человек в жизни при вождении вести себя как хам.

— Какой вы «гражданский» водитель? Как ведете себя вне гоночной трассы?

— Объективно говоря, я езжу быстрее большинства, но при этом стараюсь не создавать никому никаких помех. Мне сложно и припомнить ситуацию, когда кого-то подрезал или создал ситуацию, за которую пришлось бы извиняться.

Впереди — Европа

— Какие у вас планы по дальнейшему развитию в автоспорте?

— Сейчас мы строим машину, которая будет абсолютно новой в этом классе. Хочется, чтобы в Украине прошли первые гонки TCR (кузовные автогонки). Это регламент западноевропейских чемпионатов. Хочется получить чемпионство, для начала украинское. Дальше хотим ехать с этой машиной в Европу. В том сезоне проехали там две гонки — и оба раза взяли третье место. Вообще, для украинцев большая редкость что-либо там выигрывать.

— Чего не хватает для развития автоспорта в Украине?

— Не хватает, конечно, всего. Начиная с нормальных гоночных трасс. То, на чем мы ездим, не отвечает международных стандартам, в том числе по безопасности. Мы используем еще то, что построено при СССР. В Европе — огромное количество автодромов для тренировок, у нас за годы независимости не появилось ни одной нормальной трассы. Вторая проблема — автоспорт как занятие недостижим для большинства, в основном из-за экономической ситуации. Поэтому к нему гораздо меньший интерес, меньше зрителей. И, соответственно, меньше спонсоров.

— Что посоветуете тем, кто все же хочет заняться автоспортом?

— Если мы говорим о молодых ребятах, стоит обратить внимание на картинг и пробовать выходить на чемпионаты. Взрослым, конечно, нужно исходить из своих бюджетов. Но здесь едва ли стоит рассчитывать на серьезные соревнования — это будет скорее просто хобби. И помнить, что нет таких денег, которые нельзя было бы потратить на автоспорт (смеется).

Читайте также: Тихановская записала новое видеообращение

Новости

Популярные темы форума

analytics