Close button

Ислам в Европе: угроза или миф

Ислам в Европе: угроза или миф

В начале 1900 года лишь каждый двадцатый житель планеты был мусульманином, сегодня же представителем ислама является каждый четвертый человек на Земле, а процесс столь крупного расширения числа верующих в рядах одной религии был прозван исламизацией, сообщает Вести.

В 2015 году в Европе случился миграционный кризис, который повлек за собой множество политических и социокультурных последствий. Однако вредит ли миграция мусульман Европе или это просто миф, выдуманный евроскептиками?

Проблема ассимиляции

В 2011 году в районе Копенгагена Тиньберг община мусульманских салафитов провозгласила введение законов шариата. Это вызвало протесты в Дании, с которыми впоследствии справлялась полиция, но важнее причина случившегося. Жителям мусульманских стран очень тяжело интегрироваться в европейское общество в силу культурных отличий. К примеру, украинец, приехавший в Польшу, запросто сможет выучить язык и найти социальные сходства с жителями новой для него страны. Это свидетельствует о высоком коэффициенте ассимиляции, поскольку схожесть культур диктует условия свободной интеграции в общество.

Однако любой мусульманин, живший по законам шариата, не способен безболезненно принять европейские ценности, что толкает его на формирование островка своей культуры в другом государстве. Поэтому представители ислама склонны создавать социальные группы по религиозному признаку в разных странах, что рано или поздно приводит к конфликту.

Как писал бывший госсекретарь США Генри Киссинджер в своей книге "Мировой порядок", европейская культура склонна вступать в конфликт с исламом еще со времен зарождения. Еще в XV веке Мехмед Завоеватель говорил: "Вы, 20 государств... в мире должна быть одна империя с одной Верой". В свою очередь европейские ценности предполагают плюрализм.

Но существует и обратная сторона правовых норм. Американский экономист Авнер Грейф в своей книге "Институты и путь к современной экономике" делает акцент на том, что "сухой закон" куда эффективнее действует в мусульманских странах, чем светских, поскольку ислам подкрепляет запрет религиозными догмами. Однако из этого вытекает еще один, более важный, вывод: мусульманин отдает предпочтение законам шариата, нежели общенациональному праву.

Скорость распространения ислама

Многие слышали о таком социальном феномене, как окно Овертона. Некая концепция моральных рамок, которая за определенный промежуток времени способна сделать радикальное явление правовой нормой. Трансформация ислама из религии меньшинства в весомую культурную долю всей страны способна происходить менее чем за 30 лет.

К примеру, в сентябре 1989 года в Лондоне была создана малочисленная организация "Исламская партия Британии", которая ставила цель внедрить свою религию в англиканское общество. Своей деятельностью она добилась создания представительного органа в виде "Совета мусульман Великобритании". Вскоре агломерация столицы Соединенного Королевства превратилась в некий культурный центр ислама с мечетями и мусульманскими организациями, за что получила негласное название "Лондонистан". Примечательно, что в 2016 году мэром Лондона впервые стал мусульманин — Садик Хан. То есть за 37 лет небольшая группа представителей одной религии добилась второй по значимости должности в стране.

С одной стороны, это хорошо, когда все социальные группы получают право представительства, однако темпы распространения ислама в мире в разы выше, нежели христианства, которое демонстрирует значительный регресс.

Одной из важных составляющих будущей доминизации ислама в геополитике являются семейные ценности. По данным портала The WorldFactbook за 2020 год, наибольшая рождаемость наблюдается в африканских и мусульманских странах. К слову, первое место занимает Сирия, представительница ислама и главный поставщик беженцев в Европейский союз. Польша, Португалия, Германия, Хорватия, Румыния, Эстония не входят даже в топ-200 стран по рождаемости.

В мусульманских семьях в среднем около шести-семи детей, в то время как светские семьи предпочитают делать акцент на карьере, имея одного ребенка. Поэтому, учитывая темпы репродукции представителей ислама, они с незначительного меньшинства жителей Евросоюза через полвека могут стать ключевой его частью.

Ответ антиислама

Как пишет в своей статье израильский востоковед Мордехай Кейдар: "Исламская иммиграция меняет Европу и отнюдь не в лучшую сторону". Исходя из этого, многие страны ЕС имеют свои радикальные течения, призванные остановить внедрение ислама в европейское общество. К числу таких относятся SIOE (Остановим исламизацию Европы), Casuals United и другие. Также с 2015 года начали набирать популярность такие партии, как "Альтернатива для Германии", SIRISA в Греции, PODEMOS в Испании, "Национальный фронт" во Франции. Все эти политические организации декларируют исламофобию в основе своей партийной идеологии.

Важной особенностью становления этих политических сил стал миграционный кризис в Европе, в результате которого, только по данным Евростата, в 2014 году было принято 626 715 заявлений о предоставлении политического убежища. Если в 2014 году в Европу прибыло 782 тыся. беженцев, то за 2015 год этот показатель вырос в два раза, составив 1 534 106 человек.

Да, именно открытие миграционных шлюзов в 2015 году стимулировало возрождение национализма в Европе. А вопрос беженцев поделил весь европейский компас на сторонников миграции и ее противников. Ведь исламофобские настроения возникают как в массовых партиях, например "Вперед, Италия" Маттео Сальвини, так и в партиях периферии типа итальянской "Движение пяти звезд" или британской "Партии Брексита" и т. д.

Что дальше

В 2018 году социологическое агентство Eurobarometr провело опрос, который выявил контринтуитивную закономерность: "Чем меньше мигрантов проживает в стране, тем хуже к ним относятся". Так, в Швеции, Британии и Люксембурге, где мигрантов больше 8% от общей численности населения, к ним относятся куда лучше, чем в Венгрии или Болгарии, где мигрантов меньше 2%.

С одной стороны, это может говорить о том, что на расстоянии все видится иначе. И те нации, которые в большей степени столкнулись с мигрантами, осознали, что угроза невелика. Теракты, за которые брали на себя ответственность исламские организации, мы сознательно оставляем за скобками — речь не об этом.

С другой стороны, данные могут свидетельствовать об устойчивости политических институций в более развитых странах. Мигрант в Германии создает куда меньшую нагрузку на социальную систему, нежели мигрант на Кипре или в Болгарии. Отсюда и вывод: чем выше будет социальное развитие страны, тем меньше в ней будет развиваться исламофобия.

Новости

Популярные темы форума

analytics